X
08:10 06.02.2020

Такой разный Рерих

Николай Константинович Рерих. Русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог и общественный деятель – таким многогранным остался он в памяти поколений. Познакомиться ближе с жизнью и судьбой знаменитого Рериха и его разнополярной деятельностью, нашедшей отражение в неповторимых полотнах и этюдах, дагестанцы смогут, посетив открывшуюся на днях в Национальном музее им. А. Тахо-Годи выставку «Рерихи и Кавказ».

Экспозиция, подготовленная Государственным музеем-институтом семьи Рерихов в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с координационным центром «Юг России» Международного комитета Знамени Мира, знакомит посетителей с полотнами художника, в которых нашли отражение образы Кавказа и Юга России, с книгами, периодическими изданиями и факсимильными копиями документов.

Автор выставочного проекта – кандидат культурологических наук, ученый секретарь музея-заповедника г. Изборска Владимир Мельников, много лет занимающийся изучением наследия Рериха, отмечает, что ценность выставки «Рерихи и Кавказ» в том, что в ее рамках представлены не только репродукции известных полотен знаменитого художника, но и редкие, малознакомые произведения. Так, в экспозицию вошли картины художника, находящиеся в музейных и частных коллекциях в Нью-Йорке, Баку, Ереване, Вильнюсе, Краснодаре, Твери, Пскове, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Владикавказе, Таганроге…

В поисках колорита

Известно, что Кавказ занял особое место в творчестве Николая Рериха, потому что в этом краю в трудное для себя время он нашел успокоение.

Случилось это в 1913 году. В тот год состоялась мировая премьера знаменитой «Весны священной» Стравинского. Рерих был сценографом этого балета. Премьера произвела настоящий фурор, но в отрицательном ключе – по завершении показа люди пустились в мордобой и разбивали стулья. Стравинский после этого сильно заболел и впал в глубокую депрессию. Николай Константинович также тяжело переживал скандал. В эти дни тягостных переживаний он один, без семьи решился отправиться на Кавказ.

Художник поселился в одном из знаменитых пансионов Кавминвод – Гонешино. Из номера он наблюдал виды, которые впоследствии зафиксировал в своих этюдах. В этих краях Николай Рерих впервые столкнулся с Востоком. В Кисловодске он написал этюд «Граница царства». Город этот был европеизированным, а Рериху нужен был кавказский колорит, поэтому он часто уходил в горы, которые особенно любил, активно посещал и аулы. Здесь он изучал традиции, быт и обычаи народов, постигал местную культуру. Как итог – на свет появилась известная серия работ Рериха под названием «Кавказские этюды».

Опережая время

Еще один блок выставки «Рерихи и Кавказ» рассказывает о Николае Константиновиче как о знаменитом археологе и исследователе культур разных народов.

Интерес к археологии проявился у будущего художника в раннем возрасте. Будучи десятилетним ребенком, он заметил несколько древних курганов поблизости от Извары, имения его отца. Из-за религиозного страха старики этой деревни запрещали мальчику раскапывать поля. Но с настойчивостью, которая проявлялась и позднее, подросток засветло раскопал один маленький курган и, к радости, нашел несколько изысканных бронзовых орнаментов X в. Такое начало укрепило старания гимназиста, и в следующем году он предоставил целую коллекцию подобных предметов своей гимназии. В 16 лет он подарил Императорской Археологической комиссии ценную коллекцию курганных древностей XII в.

Еще учась в гимназии, Рерих пишет несколько отчетов в Императорское Археологическое общество и избирается его членом-корреспондентом, несмотря на юный возраст. Три года спустя он стал активным сотрудником этого общества, а немного позднее – действительным членом. На всем протяжении своей жизни он организовывал и был участником многих исследовательских экспедиций, результаты которых сохранились в научных работах Рериха, нашли отражение в его картинах.

– Глубоко преданный археологии художник первым в истории ввел в оборот цветную фиксацию стратиграфии в нашей стране. Он впервые проводил объемную реконструкцию найденных при раскопках предметов, восстанавливая почти доподлинно то, как предмет мог выглядеть несколько тысячелетий назад.

— Все эти факты вновь и вновь говорят о том, что Рерих и его потомки – это люди, которые раздвигали границы привычного, опережая свое время, – рассказывает автор выставки Владимир Мельников.

Пакт, спасший Киото

Искусство, археология, живопись… Все это очень занимало Николая Рериха, и везде он преуспел, но при этом на всем протяжении жизни не чувствовал успокоения. Важную для себя миссию он видел в том, чтобы приложить свои силы и умения для сохранения духовного и культурного наследия человечества. Поэтому он и его семья на протяжении многих лет занимались созданием международного законодательного документа, который не позволял разрушать памятники культуры и искусства. Между двумя мировыми войнами это было крайне необходимо.

Результатом этой долгой работы стало то, что в апреле 1935 г. представителями 21 государства был подписан Вашингтонский пакт об охране культурно-исторических ценностей, в том числе в военный период, более известный в истории как Пакт Рериха. Государства, подписавшие этот пакт, добровольно обязались охранять самые важные материальные объекты мировой культуры даже во время войны и даже на территории противника.

Благодаря этой важной инициативе нашего соотечественника удалось спасти от разрушения множество памятников культуры человечества. Яркий тому пример – древняя столица Японии Киото. В 1944 году город мог навсегда исчезнуть. В то время американцы подбирали цели для ядерной бомбардировки, и Киото был первым в списке. Сотрудник генштаба Эдвин Рейшауэр (языковед, дипломат, переводчик японской средневековой поэзии, автор учебников по истории Японии) поспешил остановить грозившую Киото катастрофу. Он напомнил президенту США о том, что страна в свое время подписала Пакт Рериха. В результате будущий памятник ЮНЕСКО вычеркнули из списка целей. Известно, что в 1972 году на конференции по мировой литературе в Токио кронпринц Японии лично поблагодарил профессора Рейшауэра за спасение Киото и тем самым вновь напомнил миру, какую неоценимую для всего человечества работу в свое время провел русский художник Николай Рерих.

… Такие разные и интересные факты из жизни и творчества Рериха представляет вниманию выставка. Проект ранее представлялся в филиалах Национального музея РД в Дербенте и Кизляре. По завершении показа в Махачкале экспозиция отправится по остальным филиалам музея.

Статьи из «Культура»

Наш ответ «Османам»

27
Ох уж эта мода на иностранные сериалы! Во времена моего детства все просто фанатели от...

Дирижёр из известного рода

19
Прадед известного дирижера Джемала Далгата был богословом, а сыновья выбрали светские...

Комедии, драмы и… новая сцена

10
Азербайджанский государственный драматический театр – это оазис добрых и драматических...

«Молла Насрутдин»: почти век на сцене

35
К своему 150-летию Союз театральных деятелей России...

«Подарите мне это чудесное море!»

14
В этом году известная актриса Лариса Удовиченко отметит...

Умелая рука мастера слова

9
Книга переводов на русский язык стихов и поэм Абдуселима Исмаилова, которую по своим...

Интересные и малоизученные

33
Дом-музей Мухаммад-Тахира аль-Карахи в с. Цулда Чародинского района – это огромная...

В храме книги

6
Область культуры широкая. Её обитатели и творцы – это музыканты, поэты, художники,...

Поэтическая проза

12
На соискание Государственной премии Республики Дагестан в области литературы представлена...

Поэтические старожилы

50
Дагестан – страна поэтов, и потому найти героев публикации к Всемирному дню поэзии не...