Сетевое издание «Дагестанская правда»

09:00 | 26 января, Ср

Махачкала

Weather Icon

На «одной волне» с детьми. Педагоги Дагестана учатся противостоять угрозам сети Интернет

A- A+

Более пятисот учителей и руководителей школ Дагестана стали слушателями программы «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС. Асоциальные проявления и их профилактика», рассказали «Дагправде» в Дагестанском институте развития образования (ДИРО).

«Программа 36-часовая, — рассказывает и.о. завкафедрой психологии ДИРО, кандидат психологических наук Гульжан Тажутдинова, — и на первый взгляд может показаться, что за такой короткий срок нельзя научиться чему-то серьёзному. Но это, конечно, не так: напомню, что к нам приходят уже состоявшиеся профессионалы, которые хотят развиваться и расти, получая дополнительные знания, навыки и квалификации. Программа дала им эти знания — доступно, содержательно и, в то же время, в хорошем темпе. К её подготовке мы привлекли специалистов из профильных ВУЗов, сотрудников МВД, в том числе наркополицейских, и работников органов опеки».

По словам Гульжан Тажутдиновой, цель программы — вооружить учителей эффективными инструментами профилактики вредных и опасных явлений, научить педагогов эффективно противодействовать интернет-агрессии и кибербуллингу, вовремя обнаруживать опасные увлечения детей: суицидальное поведение, принадлежность ребенка к квазикриминальной субкультуре, вовлеченность в субкультуру наркопотребителей и/или в незаконный оборот наркотиков.

«До сих пор никто не пытался системно обучать педагогов выявлению реальных угроз, это была первая попытка, — говорит завкафедрой психологии ДИРО. — И один из самых интересных результатов заключается в том, что для эффективной защиты школьников от угроз глобальной сети, педагогу необходимо оказаться на «одной волне» с учениками. И это — очень непростая задача».

Важной частью программы стал курс по интернет-безопасности, разработанный экспертами Академии Минпросвещения России. О защите детей от угроз, с которыми они могут столкнуться во всемирной сети, дагестанским педагогам рассказала руководитель Центра цифровых технологий образования Академии Юлия Федорова. Она рассказала слушателям, что большинство угроз могут быть обнаружены на ранних этапах — если знать, куда и на что смотреть.

Теоретические блоки чередовались с практическими заданиями, среди которых наиболее частое — анализ «кейсов», разработанных на основе реальных ситуаций с которыми сталкивались российские школьники в течение последних полутора лет. Слушатели курса должны были определить, к какому типу угроз относится «кейс» и выработать оптимальный алгоритм действий для оказания помощи ребёнку. Таким ситуативным моделированием закреплялось изучение каждого теоретического блока.

«Это совершенно новый формат занятий, — говорит Гульжан Тажутдинова. — Всего за четыре часа мы получили колоссальный объем информации — при том, что слушали все на одном дыхании. И, конечно, надо отметить, что огромную роль в вовлечении слушателей сыграла живая эмоциональная подача материала. Хочу выразить самую искреннюю признательность Юлии Владимировне за сотрудничество. Мы надеемся, что этот курс — только начало совместной работы с Академией Минпросвещения. Спасибо нашему ректору Гульнаре Ахмедовне за идею онлайн-занятий и помощь в их проведении…».

Программа интерактивных тренингов по информационной безопасности разработана специалистами Академии Минпросвещения России в тесном сотрудничестве с профильными структурами и экспертными сообществами. Слушатели курса получают знания об основных правилах сетевой безопасности при работе в интернете, знакомятся с онлайн-угрозами, с которыми всё чаще сталкиваются российские подростки. Они узнают о том, как определить признаки кибербуллинга, который может быть опаснее привычной нам «офлайновой» школьной травли, как распознать намерения подростка, задумавшего «колумбайн», знакомятся с атрибутами, свидетельствующими о вовлеченности ребенка в интернет-наркоторговлю — причем как в качестве потребителя, так и в роли распространителя, «курьера». Авторы курса учат педагогов определять индикаторы, по которым можно судить об интересе к сетевой жизни ребенка со стороны педофила, и рассказывают о том, как застраховаться от любых проявлений такого интереса, объясняют, чем игровая зависимость отличается от других форм аддикции и почему термин «интернет-зависимость» не вполне корректен. И это – далеко не полный перечень компетенций, полученных дагестанскими педагогами после прохождения программы.

— Можно огородить детям вольер в интернете и сказать: отсюда – ни ногой! — делится впечатлениями педагог-психолог профессионального колледжа им.Г.Б.Казиахмедова г. Дербент Лейла Самедова. — Но совершенно понятно, что такой способ защиты детей будет абсолютно неэффективен. Они всё равно будут там, где все, а значит, мы должны научить их правилам безопасности в сети, причем сделать это нужно тотально по всей стране. И только после этого мы получим безопасный для детей интернет.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki