Купить PDF-версию
09:03 | 14 мая, Вт
Махачкала
X

Его муза воспела чаяния народа

Абдул-Кадыр Абдулатипов
23

Ирчи Казак, творивший более ста лет назад, по праву до сих пор считается непревзойденным поэтом. Нет ни одного кумыкского литератора, на творчество которого он не оказал бы благотворного влияния. Наших современников волнуют его драматическая судьба, гуманизм, глубина и совершенство поэтической музы.

Настоящее имя поэта — Казак Татархан-оглы. Псевдоним «Йырчи» (певец) был присвоен ему народом за высокое поэтическое и исполнительское мастерство. Точные даты рождения и смерти поэта неизвестны. Предположительно это 1830-1879 годы. Родился поэт в крестьянской семье в селении Муслимаул Темир-Хан-Шуринского округа.

В юности Ирчи Казак был известен как популярный певец, исполняющий преимущественно народные песни. По мере роста и развития таланта он стал сам сочинять песни, воспевающие красоту родного края, возвышенную любовь и подвиги героев современности. Однако пронизанная романтическим мироощущением поэзия И. Казака даже на этом раннем этапе обратилась к изображению тяжелой жизни крестьян, стонущих под гнётом местных феодалов и колониальных царских властей.

Свободолюбивый поэт, воспевший любовь, братство и мужество, не мог равнодушно относиться к страданиям близких ему людей. Ради счастья своего друга Атабая и его возлюбленной – рабыни шамхала Абумуслима — он пренебрег своим благополучием и решился на похищение ее из дворца правителя. За это оба друга были осуждены и сосланы на каторжные работы в Сибирь.

В произведениях поэта сибирского периода — суровая правда жизни, картины унижения и оскорбления человеческого достоинства. Его стихи пронизаны состраданием к каторжникам и ненавистью к угнетателям.

Нас повсюду строем водят, как солдат,

Нем язык, и зубы от тоски болят,

Души молодые как в котле кипят,

Помолитесь, братья милые, за нас!

Но, несмотря на все лишения, он постоянно думал о родной земле, где, как он пишет, князья сидят на шее народа и правят им, как хотят, узденей (свободных крестьян) превратили в рабов. Родина для него была ничем не заменимым уголком земли, «алмазной горой» и «золотым троном». Даже в невыносимых условиях каторги он надеялся не только на возвращение в лоно родных цветущих полей и синих гор, но и на то, что его отечество когда-нибудь расцветет, освободившись от зла и насилия.

Однако возвращение на родину не принесло поэту радости. Ему не разрешили жить в своем доме, он вынужден был поселиться в ауле Батаюрт Хасавюртовского округа. Это нравственное потрясение усугублялось тем, что поэт замечает в людях меркантильные страсти, всеобщее стремление к наживе, холодный расчет даже между близкими людьми. Крушение прежних моральных ценностей потрясло его:

Такие вот настали времена:

В делах людских корысть во всем видна,

Кто больше всех добра себе накопит, —

Тому и честь повсюду воздана.

Столкновения Ирчи Казака с месными феодалами не прекратились и в Батаюрте, где он прожил примерно последние двадцать лет. Верный своим идеалам, поэт не желал подчиняться воле местных князей. Были случаи, когда его сажали в зиндан.

Поэту-певцу не суждено было дожить до спокойной старости. Он был тайно убит подосланными князьями наёмниками. Поэт пал от рук сильных мира сего за свое неистребимое стремление к свободе и свету.

Но не было и нет таких сил, чтобы убить поэзию Ирчи Казака, истребить память о великом правдоискателе и певце свободы.

 

Статьи из «Кумыки»