Сетевое издание «Дагестанская правда»

12:00 | 27 января, Чт

Махачкала

Weather Icon

Гимн философии

A- A+

В Дагкнигоиздате вышла в свет монография философа Мустафы Билалова «Постижимость истины: уловимость, объяснимость, выразимость». Это фундаментальный труд, в котором автор подвел итог своей многолетней научно-теоретической деятельности, посвященной анализу ключевой проблемы теории познания – истины.

Вопрос об истине – вечная рефлексия о возможностях человеческого познания, точности воспроизведения мира, степени соответствия знаний отражаемому миру, определения критериев адекватности знаний о реальности, факторов заблуждений.

Что есть истина, как её постичь, объяснить, выразить, концептуализировать и даже прагматизировать – проблемные аспекты, сопряженные с познанием сущности бытия, различных культурных типов. Но в силу того, что постижение бытия – бесконечный процесс, возникает вопрос об изучении его отдельных граней, сторон, связей, отношений и воспроизводстве их в логике понятий, формируя соответствующие модели.

Современные достижения науки позволяют адекватно когнитивизировать реальность, в том числе общество, человека с его сложными ментально-психологическими особенностями, определить его место в мире, нацеливая на познание сущности процессов. Но говорить об исчерпывающем познании в полном воспроизводстве сущности явлений не приходится.

Нет сомнения в том, что язык и реальность не адекватны, не изоморфны, ибо язык — некий упрощенный знак, которым обозначается сложный, многоаспектный, противоречивый мир вещей, предметов с многообразием их свойств и отношений.

Символическое постижение истины в художественно-культурном познании понимания бытия всегда сопряжено со смешением реального и символического. В человеческой жизни немало символического, оно присутствует в искусстве, проникает в науку, философию, что позволяет полнее, адекватнее, гармоничнее отразить в нашем творчестве мировидение, миропонимание.

Через мифы, образы, метафоры, символы идеально конструируется мир, схематизируется, гармонизируются его спонтанность, разрозненность, отдельность вещей, формируется некий идеальный мир, форма. Они содержательно отличаются от реального, физического мира, а вот насколько взаимоадекватны эти два мира – это фундаментальная историко-философская проблема, осмысление которой берет начало в древности и продолжается в настоящее время.

Понимание истины в современной философии отличается от образцов классического подхода, когда устанавливается адекватное соотношение объекта и субъекта, знания и предмета. В современных условиях, когда мир противоречив, нестабилен, хаотичен, лишается своей единой основы, местами меняются плюс и минус, женское и мужское, мертвое и живое, возникают новые смыслы, интенции. В этих условиях меняется глубинный смысл познания бытия, его понимание. В ходе современной деятельности человека объект познания изменчив, недоступен анализу, неуловим. Эту ситуацию исследователь называет «кочевой культурой», она нелинейна, неуничтожима, свободно творится каждым человеком, обладающим собственным интеллектуальным потенциалом.

Такой тип индивидуализированной культуры дает произвольное толкование субъект-объектных отношений, меняет представление и об объекте и субъекте, выводит субъект за пределы системной культуры, освобождает от оков исторических, национальных, религиозных ценностей, превращая в некую доиндивидуальную единичность. В этом случае целью познания и науки является не истина, а выявление интерсубъективного смысла, имеющего значение для современности.

Считаю оригинальными размышления автора, касающиеся анализа национального и научного ума, еврейского ума, древнегреческой познавательной культуры, познавательной культуры европейских народов, арабского ума и разума, русской и российской познавательной культуры, постижения истины северо-кавказских этносов. Стремление дать четкий логический анализ особенностей ума, познавательной деятельности в указанных культурах, раскрыть значение истины в них – это, без сомнения, масштабная задача, решение которой не под силу большому научному коллективу, осуществляющему комплексные научно-теоретические исследования. Но при этом нужно признать, что философские размышления проф. М.И. Билалова носят пионерский характер.

Осуществляя экскурс в античность, рассматривая различные типы культур и характерные им познавательные формы, опирающиеся на различные формы рациональности – классической, неклассической, постнеклассической, раскрывая особенности субъект-объектных отношений в них, формирующие разные концептуальные модели истины, проф. М.И. Билалов, особое внимание уделил постмодернистской познавательной культуре, ныне доминирующей в западноевропейской культуре с её интернет-культурой, симулирующей особый тип познания, превращающий предмет в виртуальную реальность, некий симулякр, тем самым заменяя объективную реальность символом, знаком, имеющим определенные значения.

С точки зрения автора монографии, философская система постмодернизма – «идеология многообразия, провозглашающая культуру диалога, признающая равноценность существующих в современном обществе жизненных миров». Жизнесмысленная проблема спасения мира философу видится «через взаимодействие, взаимопонимание, терпимость в диалоге – вот вектор, который спасет мир.

Автор обращает внимание на то, что в современной философской культуре, особенно на Западе, предпринимаются попытки затушевать реальность, размазать проблему истины, устранить её обсуждение, превратив в некий фейк. Выступая против такого направления, он сформировал оригинальную, содержательную, требующую интеллектуального напряжения концепцию, ориентированную на повышение теоретического уровня каждого дагестанца, каждого россиянина в осмыслении бытия истины, различных форм её выразимости в культурных системах, этнической идентичности, религии, социальной концепции гражданского общества.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»