Купить PDF-версию
18:01 | 28 марта, Чт
Махачкала
X

Перечитывая Расула

Муса Омаров, писатель, кандидат философских наук
Выпуск - 2018 №231
35

У каждого народа, каждого большого писателя и поэта свои пути в строительстве новой жизни, но их связи неразрывны. Поэтому нравственные и философские искания смысла жизни каждого из писателей и поэтов – это всегда поиски своего места в истории народа и страны. Все, даже самое сокровенное и глубинное в поэзии, – в корнях народа, в истоках народной культуры: откуда возьмется Расул Гамзатов, если не будет Аварии, аварского народа и аварского языка, писал поэт в «Моём Дагестане».

И здесь поэту и писателю нельзя опускаться до «обслуживания» идеологии. Выступая против пошлой, вульгарной идеологизации искусства, Р. Гамзатов в «Моем Дагестане» дает один из образцов подобного рода ангажированного искусства:

Рассеялся в горах туман,
Путь ясен впереди.
Своих баранов, о чабан,
Ты в коммунизм веди.

Для поэта Дагестан – как дерево, которое пустило корни в землю двух континентов (Европы и Азии). Его возвышает при этом не только чувство Родины (Дагестана, Кавказа, страны в целом). Настоящий поэт должен чувствовать и сознавать свою ответственность за всю планету: в стране и мире он чувствует себя специальным корреспондентом Дагестана, в своем ауле и в горах Дагестана – специальным корреспондентом общечеловеческой культуры. Помимо общего, призывает поэт, у каждого человека должно быть свое, родное: отец и мать, дети, родной аул, очаг, колыбель, свой родной мир и песни на родном языке, свои представления о долге, чести и ответственности, своя собственная дорога (пусть даже тропинка) в жизни.

Смысл жизни поэта и главный смысл «Моего Дагестана», на наш взгляд, в самом Дагестане, который есть: играются свадьбы, качаются колыбели, поднимаются тосты, поются песни, смысл всего творчества поэта – в гимне жизни, стране и миру в целом.

Современная Россия, на наш взгляд, – это продукт кризисного состояния мировой культуры. Это легко просматривается как идеологически, так и терминологически: «назад к капитализму». При социализме нам предлагали выкорчевать остатки царизма и его идеологии. Сегодня уже охлолибералы, называющие себя демократами, требуют от нас полного отказа от старой советской культуры, а значит, и забвения опыта и традиций наших дедов и отцов. Они при этом говорят о каком-то «возвращении» в мировой литературный процесс, хотя их достижения в этом просто ничтожны.

В наш больной век грешно быть здоровым, любил шутить Гамзатов. Новые власти России, наследники ельцинских реформ, также настаивают на необходимости смены культурной (научной) парадигмы с учетом новой демократической России и ультимативных требований Запада. Но мы уже многое потеряли в результате такой политики. В любых реформах, как и во всём, надо соблюдать меру. Как говорится у Р. Гамзатова применительно к современной ситуации, пошла коза в лес, чтобы отрастить себе волчий хвост, но вернулась без рогов («Мой Дагестан»).

Потерь в культуре не меньше. Многие известные писатели и поэты – «породистые скакуны» советских времен – практически на наших глазах превратились в «тощих кляч» истории вследствие чрезмерного потребления «генномодифицированного корма» – буржуазной идеологии, а также «нежной зелени» долларов и евро. Сегодня у нас в стране господствует искусство либерального-демократического реализма: если прибегнуть к сравнению Расула Гамзатова, «это когда орлом называют петуха». И здесь не знаешь, кого раньше и больше «благодарить» за это – то ли власти, то ли творческие союзы, то ли ЦТ, то ли самих наших художников и писателей, то ли всех скопом.

Не будем гадать, куда поведет нас «косящий бег» истории, но только мир – первое и главное условие выживания и развития народов России и Кавказа.

Дагестан добровольно не входил в состав России и добровольно из неё не выйдет, любил говорить наш Расул Гамзатов. Те же, кто хочет «размазать» Дагестан на карте России, нанесут непоправимый урон как России, так и Дагестану. Дагестан – это не пристанище для всякого рода проходимцев и временщиков или чулан, который можно пристроить к чьим-то «более благоустроенным» политическим дворцам или замкам. Это мы обязаны донести до каждого молодого человека, вступающего во взрослую жизнь. Если мы забудем об этом, то даже «Мой Дагестан» Расула Гамзатова станет «анахронизмом ушедшей эпохи».

Все наши писатели и поэты пишут о родном Дагестане, и каждый – по-своему. В том числе и я – в переводе с аварского:

Когда гордо, величаво правишь
во славу веков,
Я пою, кричу, ликуя: « Цвети, край
мой Дагестан!»
Когда подло ранен в спину,
ты слабеешь от врагов,
Я шепчу, склонясь в молитве:
«Спаси, Аллах, Дагестан!»

И в одном я «не согласен» с нашим великим поэтом, когда он, выражая глубокую тревогу и недовольство реформами 90-х – начала 2000-х годов, говорил: «Это не мой Дагестан!» Между тем властвующие преступные кланы приходят и уходят (сколько мы их ещё будем терпеть?!), но Дагестан всегда принадлежал и будет принадлежать не им, а Расулу Гамзатову, а значит, и народам Дагестана, чьи интересы и потребности он всегда выражал и защищал.

Многие исследователи признают определенную логику в развитии литератур народов Кавказа: «русский период», в частности, – как своеобразное обобщение опыта совместной жизни народов России и Кавказа. «Сегодня, когда Россия и Северный Кавказ, с одной стороны, и закавказские республики – с другой, практически «теряют» друг друга, нельзя исключать возможность всякого рода тектонических сдвигов в политике и культуре – от системных к слабым и эпизодическим связям и даже конфликтам между нашими культурами. А ещё лучше – хочется надеяться на это – к новому, более высокому уровню или «витку» дружбы между народами бывшего Советского Союза.

Логика здесь стара и проста как мир: умный ищет друзей, а дурак – врагов, нельзя менять золото дружбы на медяки мелочных склок и обид, нельзя переходить на язык шантажа и угроз по отношению друг к другу и опускаться до преступных братоубийственных войн.

Раньше литературу народов Кавказа рассматривали как неотъемлемую часть многонациональной советской литературы. Сегодня необходимость смены научной парадигмы очевидна всем. Но наука и искусство, как и всё вокруг, подвластны также и силе традиций. Как плохих, так и хороших. И тому – много примеров. В свое время (в 1723 году) грузинскому поэту Д. Гурамишвили несколько месяцев пришлось провести в плену у дагестанских аварцев. Однако и наш Расул Гамзатов всю свою сознательную жизнь «находился в плену» у грузинских писателей и поэтов, переводчиков и критиков (И. Андроников, Г. Леонидзе, Н. Думбадзе, С. Чилая, И. Абашидзе, К. Каладзе, А. Дадиани, Ш. Рехвиашвили и др.). И сегодня десятки тысяч его книг лежат на полках государственных и частных библиотек Грузии «упреком» о днях и десятилетиях нашей братской дружбы.

В своё время имам Шамиль говорил: малые (малочисленные) народы должны иметь большие кинжалы. Сегодня, когда на Кавказе царит пусть и зыбкий, но мир, мы говорим: малые (малочисленные) народы должны иметь большую культуру. Как автор монографии «Россия и Кавказ в системе культур Запада и Востока» (2017), а также программы «Мировая культура. Программа для старших классов школ гуманитарного профиля», утверждённой и рекомендованной в печать коллегией Министерства образования РД (1996), считаю, что пусть хотя бы в северокавказских школах (классах) с гуманитарным уклоном наши дети должны знакомиться (достаточно даже в качестве спецкурса на факультативных занятиях) с литературой и культурой народов Кавказа. Чего стоит, в частности, одна только грузинская литература ХIХ века!

В сравнительном плане одним из преимуществ российской цивилизации всегда была её открытость миру. Между тем с 90-х годов и до сих пор мы так и не избавились от изоляционистских, пораженческих настроений даже по отношению к своим ближайшим соседям, в том числе и в сфере образовательной политики. Одним из правильных шагов в этом направлении было бы, на мой взгляд, создание своеобразного аналога Российского университета дружбы народов (РУДН), но уже исключительно для студентов из стран СНГ. Там бы вместе с творчеством Р. Гамзатова студенты изучали весь наш опыт исторического прошлого, чтобы избегать ошибок в будущем.

Тема Кавказа – особая глава в творчестве Расула Гамзатова. В рамках данной статьи мы ограничиваем себя одним образом или мотивом, который привлек наше внимание в творчестве великих азербайджанских поэтов Моллы-Панаха Вагифа (1717-1797) и Моллы-Вели Вагида (1709-1809):

Вагида душа высоко взметена,
Чтоб вечно летать возле
вас, журавли.
Вслед за Вагифом Видади также свои сокровенные мысли и чувства вверяет журавлям:
Ряд за рядом, поднявшись
к большим облакам,
Вы зачем забрались в небеса,
журавли,
Ваша песня тоскливая
так грустна,
Вы куда направляете свой путь,
журавли?
О больном Видади в свой
багдадский дом
Принесите письмо как-нибудь,
журавли.

В стихотворении нашего земляка Расула Гамзатова «Журавли» мы находим не только личные чувства поэта, которые он обращает к журавлям. Как мне кажется, здесь мы вправе говорить о вселенской скорби и вселенском очаровании образов Расула. «Журавли» Расула Гамзатова – это не только скорбь поэта по жертвам Великой Отечественной и Второй мировой войн. Это беспощадный приговор всем войнам и своеобразная молитва истерзанного и запутавшегося в противоречиях и конфликтах человечества, обращенная к журавлям, а по сути – к Творцу обоих миров и ко всем народам мира.

Как поэт общемирового масштаба Расул Гамзатов, конечно же, был знаком не только с образами и мотивами японской поэзии (мотив журавлей), что особо подчёркивал и сам поэт. Он знал и не раз читал и перечитывал стихи и поэмы Фирдоуси и Хайяма, Саади и Хафиза, Низами и Физули, Руставели и Гурамишвили, Вагида и Видади, и, на наш взгляд, вряд ли стоит отрицать или игнорировать определенный отзвук или перекличку «журавлей» Вагифа и Видади и «Журавлей» Расула Гамзатова.

Похожие

Поэт из плеяды титанов

58
В Москве под руководством заместителя Председателя Правительства России Татьяны Голиковой прошло заседание оргкомитета по подготовке и проведению празднования...

«Планета Расул» в Гаджиево

182
В рамках нацпроекта «Культура» в городе Гаджиево Мурманской области Национальный музей...

Поэт мира

85
Ставший уже традиционным международный Гамзатовский литературный фестиваль «Дни Белых...

Готовимся к юбилею поэта

74
Председатель Правительства Дагестана Абдулпатах Амирханов на площадке Министерства...

«Журавли над Россией»

74
Выжить и дождаться встречи с близкими, встать на защиту родных рубежей помогала бойцам,...

«Белые журавли» продолжают полёт

153
Журавль во многих народных легендах и сказаниях...

На зов «Белых журавлей»

85
Задумывая праздник «Дни белых журавлей», наш великий земляк Расул Гамзатов мечтал, чтобы он...

Он вечно остаётся на Земле

35
Юлия Калинина, курсант Белгородского правоохранительного колледжа имени Героя России...

Статьи из «КультЛичность»

«Ударник Гасан» Алибега Фатахова

47
В 1934 году в газете «Дагестанская правда», а чуть позднее и...

Музыкант- самоучка

25
В конце прошлого года состоялись церемония награждения и гала-концерт лауреатов премии...

Ашуг, ставший легендой

103
Немало есть выдающихся личностей, чьи судьбы были трагичны. В этом отношении не стал...

Звезда по имени Барият

58
Ею восхищались известные мастера сцены Михаил Жаров, Людмила Целиковская, Элина Быстрицкая....

Врач и композитор

71
Замечательная песня «По горным дорогам» была в свое время советским хитом, ее исполняли...

Разносторонний талант

18
Давно замечено, что если человек талантлив, то он талантлив во всём. Эту истину можно смело...

Смешной серьёзный человек

44
В прошлом году в возрасте почти 90 лет ушел из жизни известный дагестанский актер театра и...

Зеркало дагестанской литературы

79
После первого Съезда писателей СССР в 1934 году поэт...

Трунов: энциклопедия Дагестана

58
Слышала истории, когда люди приезжали в Дагестан на...

Неутомимый собиратель фольклора

47
В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося...

Всё о Махмуде

216
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения еще одного известного поэта- лирика Махмуда из...

Актриса театра одного актёра

131
Оглядываясь на прожитую жизнь, она воспринимает прошлое как...