Во имя Творца
Наступает один из главных для мусульман праздников – Ураза-байрам. Не сомневаюсь, что для старшего поколения это не только очередное завершение поста, но и детские воспоминания.
Дело в том, что наше поколение отмечало в основном официальные государственные праздники: Первомай, очередная годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, День Победы и другие, неразрывно связанные с образованием и развитием Советского Союза.
А Ураза-байрам отмечался как бы полулегально. Мы, детишки, праздновали его, что называется, по полной программе: ходили из дома в дом, объедались чуду и блинами. Тогда, как сейчас, не бегали с пакетами в руках – кто больше соберет сладостей. Сладостей было совсем немного, да и пакетов этих, ставших сегодня чуть ли не угрозой экологической безопасности, не было. А старшие, особенно госслужащие, кто носил партийный билет, во время Уразы-байрама вели себя сдержанно.
А теперь интересная деталь. Среди этих старших были и такие, кто в месяц Рамадан на уроках заставлял учеников пить воду, так сказать, тестируя школьников на предмет лояльности к атеизму. Не все учителя так поступали, лишь единицы. Даже мы, учащиеся младших классов, чувствовали в этом что-то неприличное, неестественное. Я сегодня уверен, что из Министерства просвещения ДАССР (тогда так называлась наша республика) не поступало такого указания – детей проверять на уразу.
В то время были атеисты поневоле, просто атеисты и воинствующие атеисты. Но никто не принуждал среднестатистического атеиста быть воинствующим! Он брал на себя эту кощунственную ответственность добровольно. Почему? Ради карьерного роста.
Сегодня они же – самые рьяные, фанатичные мусульмане. Раскаиваются? Замаливают грехи? Скорее всего, да. Очень хочется думать, что хотя бы на этот раз они искренни. То есть во имя Творца, а не ради теплого места в раю.
Почему у меня такой скепсис? Потому что по жизни знаю: нет такого греха и поступка, на которые не пошел бы человек, одержимый карьеризмом, тщеславием, честолюбием и черной завистью к ближнему.
Бог им судья!
Мы, старшие, повидавшие на своем веку и воинствующий атеизм, и сегодня столь же воинствующий религиозный фанатизм, в такой ставший всенародным праздник Ураза-байрам просто обязаны вспомнить все это, а потом спокойно и убедительно донести до своих детей, внуков опасность и недопустимость крайностей в любой идеологии, в любом деле и даже в еде, которой в этот день в изобилии в каждом доме.
Ведь Ураза-байрам – это не повод просто вкусно поесть! В любом религиозном празднике любой мировой конфессии закодирована философия, как мне кажется, отвергающая лицемерие перед Богом. Даже бытовое лицемерие само по себе омерзительно. Но лицемерие перед Творцом! В руках – четки, на голове – тюбетейка, неоднократно совершенный хадж… Но все это – не гарантия, отнюдь не сертификат благочестия. В исламе четко определено, что можно и что нельзя: халяль и харам. И мы все прекрасно знаем хотя бы в пределах одного аула, одного городского квартала, кто и как выполняет эти божественные заповеди. И когда видишь, что именно тот человек, который внешне ведет себя благочестиво, а в практической жизни путает халяль с харамом, понимаешь, что для определенной категории людей даже религия стала ширмой, за которой они вершат неблаговидные дела.
Конечно, в мечетях произносятся проповеди, наставления, но, увы, лицемеров не становится меньше. На мой взгляд, слово «халяль» именно эти люди девальвировали в своем изначальном смысле. В основном это происходит в коммерческой сфере. Не удивлюсь, если когда-нибудь появится водка или пиво под таким названием. В погоне за наживой чего только не выдают за халяль! Я несколько лет тому назад в одной из своих публикаций приводил пример, как меня обманули даже на месте зиярата.
Истинная вера, думаю, – все же не внешняя атрибутика, а внутреннее состояние человека, его искренность в отношении Создателя. В месяц Рамадан оно по канонам ислама должно еще больше возвыситься. А по большому счету жить по совести, следовательно, по Богу до конца своей жизни – это и есть цель верующего человека. Слабым, сомневающимся, поддавшимся искушению и даже тем лицемерам, уверен, Рамадан и Ураза-байрам помогут обрести нравственную крепь, понять, что не деньги и богатство в жизни главное, а чувство глубокой веры в Аллаха, ощущение счастья от созерцания всего того прекрасного, что он создал.