Купить PDF-версию
19:39 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
09:36 08.02.2018

Кризис политэлиты, а не системы

Деньга Халидов, член Общественной палаты РД, директор НИИ геополитики и историко-политических исследований при ДГУ
Выпуск - 2018 №№ 29-30
145

Недавно в Дагестане прошли громкие аресты некоторых членов правительства. По факту в республике вводится внешнее управление, когда и пост Председателя Правительства доверяют бывшему министру экономики из Татарстана. На вопрос о кризисе политической системы в РД пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков ответил, что нет никакого кризиса, а есть системная и последовательная работа правоохранителей, такая же, как и в других регионах страны. Но кризис политической элиты в республике налицо.

Как же мы дожили до жизни такой? У этой острой и где-то задевающей политическое самолюбие дагестанцев проблемы есть своя трагическая и драматическая предыстория. Она началась как минимум с 1990-х годов, а как максимум – со второй половины 1970-х. И думать, что все здесь зависело от республиканских властей, – значит не знать природу и «тайны» отношений Центра и властей субъектов РФ. Поэтому есть смысл взглянуть в историю проблемы поглубже.

С 1921 по 1942 гг. первыми секретарями обкома компартии в Дагестане успели побывать 11 (?!) человек. Здесь и этнические дагестанцы, и евреи, и русские. Чехарда с партийными лидерами объяснялась в основном борьбой партийных фракций (троцкистов, сталинистов и пр.) в Москве. Но тогда более весомой была должность Председателя Правительства (Совнаркома). Эту должность с 1921 и до 1932 гг. занимал признанный лидер дагестанской элиты Джелалэтдин Коркмасов – бывший сокурсник итальянского дуче Муссолини во время учебы в Сорбоннском университете (Париж), один из ключевых переговорщиков от имени Совнаркома РСФСР с турецким лидером Ататюрком в 1920 годах.

В 1917-1921 гг. в Дагестане сформировалась сплоченная интернациональная группа единомышленников и признанных лидеров во главе с Д. Коркмасовым, У. Буйнакским, М. Дахадаевым, Г. Далгатом, А. Тахо-Годи, Н. Самурским. К этой же группе можно отнести и шейха Али-хаджи Акушинского.

Была и другая группа, выступавшая против советской власти, за создание Северо-Кавказской (Горской) республики. В неё входили Гайдар Баммат, князь Нух-бек Тарковский, муфтий Горской республики Нажмутдин Гоцинский, Ибрагим Гайдаров и др. Эти две группы были идеологическими противниками, и этот раскол в политической и духовной элите Дагестана трагически отразился на судьбе его народов. Победили социалисты и большевики, поддержанные Красной Армией.

Что интересно в этом плане? Дагестанские лидеры (социалисты и большевики) действительно были людьми высокой идеи. Вот один штрих. Мало кто из дагестанцев читал знаменитое «Письмо 43» – его лидеры республики во главе с Д. Коркмасовым написали на имя Совнаркома (в Москву) в 1924 году. В «Письме 43» обосновывались претензии Дагестана на автономный статус: политический, по линии ВКП(б) в составе СССР, и экономический – в составе РСФСР; и отказ от вхождения в Северо-Кавказский (или Юго-Восточный) край с центром в Ростове-на-Дону. И эти претензии были удовлетворены (кстати, наши северокавказские соседи – тогда, национальные области – вошли в состав этого края). Настолько был высок авторитет Дагестана и дагестанской политической элиты, насколько они были людьми идеи и сплочены на созидательных задачах, несмотря на этнические различия.

Но сплоченность дагестанской элиты недолго продержалась. Это не могло понравиться в Москве, которая с конца 1920-х годов решительно взяла курс на усмирение национальных окраин (это была политика Сталина: он еще до революции 1917 г. выступал против нацавтономий, ратуя только за культурную автономию). Поэтому перед назначаемыми из Центра первыми секретарями обкомов ВКП(б) ставились задачи: нейтрализовать «классовых врагов», которых вычисляли по социальному происхождению, духовному авторитету (шейхи и алимы) и богатству (количество земли и скота и пр.), и решительно бороться с «врагами народа». Это не могло не расколоть дагестанскую политическую элиту. Правда, те, кто выслуживался в этом плане и переусердствовал, сами попали (хотя и не все) под молох закона и были наказаны при Лаврентии Берии (в 1938 г.). А до этого, в середине 1930-х годов, подписавшим знаменитое «Письмо-43» напомнили их прошлое, обвинили в буржуазном национализме и всех репрессировали.

К концу 1930-х годов «поляна» для формирования более управляемой политической элиты была зачищена: одних сослали, других расстреляли. С начала 1940-х начинается долгий период стабильной и периодической смены первых лиц во власти с соблюдением (более или менее) национальных пропорций: три первые должности занимали представители разных национальностей. Правда, с 1942 по 1948 гг. первым секретарем был Азиз Алиев, азербайджанец, оставивший после себя добрую память. Его сменил аварец Абдурахман Даниялов.

Дальнейший период времени можно разбить на 4 политические эпохи: 1) 1950-1960 годы – эпоха созидания и развития; 2) 1970-1980 – эпоха «застоя» и начала развития коррупции (как и по всей стране); 3) 1990-е – эпоха смуты в обществе и конфликтов в политической элите, а также дальнейшего и бурного расцвета коррупции; 4) 2000-е – эпоха борьбы с терроризмом и поиска оптимальной фигуры политлидера для Дагестана.

Что в этой связи интересно? То, что Федеральный центр пустил процесс регресса в республике на самотек начиная с 1990-х. Решали другие, более неотложные проблемы, и не было фундаментального подхода. Здесь можно перечислить несколько важных моментов в этой связи: 1) доклады Счетной палаты (СП) РФ и прокурора РД Имама Яралиева (в 1997 г.) с убийственными данными по коррупции в РД, однако никакой реакции из Москвы; 2) доклад СП РФ по РД в 2001 г. – такой же результат; 3) доклад (справка) вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Козака по ситуации в РД в 2005 г., по-моему – с незначительным результатом; 4) выступление экс– президента РД Муху Алиева на совещании в ЮФО в августе 2006 г., где обсуждалась тема теневой экономики и коррупции на Северном Кавказа. М. Алиев недвусмысленно обвинил руководителей территориальных управлений федерального правоохранительно–силового блока (МВД, ФСБ, Генпроку­ратуры, Следственного комитета) в отсутствии должной реакции (а то и в скрытом покровительстве) на экономические преступления организованных групп. Он же обратил внимание высокого начальства на то, что надо начинать борьбу с этим злом «сверху» (приводил пример взаимоотношений браконьеров и пограничников).

Проявляли активность в плане борьбы с коррупцией и местные общественники и журналисты, одни боролись через суды (Исалмагомед Набиев), другие – через прессу. Некоторых убили по заказу (в частности, Камалова Хаджи-Мурада, Абашилова Гаджи), были и другие жертвы. Причем тех, кого заказали и против кого велась информационная война, как правило, обвиняли в «ваххабизме» или в поддержке «ваххабизма». И это было похоже на то, что «на воре шапка горит», как гласит поговорка. Они сами, будучи иногда связаны с террористами, спешили обвинить своих оппонентов – общественников и журналистов, далеких от фанатизма и догматизма в религии, в поддержке «ваххабитов».

В результате общественность РД разуверилась в конструктивной роли федеральных властей (мол, и там воруют, и коррупции не меньше и т.д., о чем нам периодически вещают из «ящика»). А в республике тем временем немалая часть высокопоставленных лиц вообразила, что все сойдет и пойдет по накатанной с 1990-х г. дорожке. Руководители целого ряда регионов РФ, включая и РД, не уразумели одну истину: в эпоху высокой концентрации вызовов и угроз для государства неизбежна «опричнина» без всяких сантиментов и учета прошлых заслуг. Мы должны понимать, что Кремль не может рисковать и придает нашей республике очень важное значение. Это связано с новой геополитикой России в южном направлении (прикаспийские страны, Ближний и Средний Восток). Поэтому здесь должны быть надежный плацдарм, без терроризма и клановых разборок, нейтрализована коррупция и восстановлены законность и правопорядок.

Что в итоге? Кризис дагестанской политической элиты налицо. Этот кризис развивался более четверти века. Что мы понимаем под кризисом? То, что власть не консолидирована на общих созидательных целях и принципах: на публике – согласие, а за кулисами – борьба за выгодные подряды, бюджетные средства и т.д. Кризис элиты наступает, когда очевидны конфликты в вопросах распределения (должностей, бюджета и пр.), и они (эти конфликты) перевешивают сплоченность по общим созидательным целям и принципам.

Поэтому Кремль решил временно приостановить «эксперименты» с опорой на местные кадры в республике. Федеральный закон это позволяет. Хотя многие авторитетные эксперты и общественные деятели Дагестана полагают, что не до конца и не в полном объеме проанализированы кадровые возможности республики как внутри, так и за её пределами. Они готовы назвать несколько личностей, абсолютно не связанных с кланами и мафиями, имеющих репутацию неподкупных и твердых государственников, которые знают Дагестан и дагестанцев и могут вполне успешно справиться на самых высоких должностях в республике. В регионах РФ и в Белоруссии много успешных и авторитетных дагестанцев, состоявшихся в бизнесе и в структурах управления. Счет идет на десятки… И можно спокойно опираться на них при определенных условиях. Полагать, что здесь все и вся связано с кланами и готово коррумпироваться при первом удобном случае, значит не знать Дагестан и дагестанцев настолько глубоко, насколько это требуется для успешного управления столь сложной республикой. Поэтому представляется, что мы к этому вопросу вернемся еще не раз.

Статьи из «Политика»

Совместно решать поставленные задачи

5
Вчера под председательством спикера парламента...

Во взаимодействии с населением

1
Указом Президента России четырем муниципальным служащим из...

Проделки еврочиновничьей «детворы»

1
Ничего, кроме чувства глубокого недоумения и неприязни, не вызывает холёно-самодовольный вид и нежные обнимашки, которые так...

Трудности – это нормально

4
Его история похожа на сотни других. Родина позвала и призвала. Он выполняет свой долг. Его...

Плохая пародия на СССР

11
Люди старшего поколения по-разному воспринимают наше недавнее прошлое. Но мало кто сомневается, что в тот период, когда 15 республик входили в состав СССР, были и...

Вода пострадавшим от наводнения

4
Дагестан отправил более 60 тонн гуманитарной помощи (5 фур)...

Без России мира нет

20
Июнь нынешнего года обещает быть самым жарким не только в смысле температурных режимов. Летом представители ряда государств обсудят конфликт России и Украины....

Адепты НАТО

9
И снился им сон. Про медведя косолапого. Про козни и неприятности, которые устраивали этому очень терпеливому, обходительному, доброму и, несмотря на свои размеры,...

Связанные одной нитью

550
Лето 2009 года выдалось жарким. В ателье, в котором трудилась Майсарат, работа кипела: кому-то...

Совещaние по актуальным вопросам

13
Как уже сообщалось, Сергей Меликов провел совещание по...

Симона, королева борзоты

14
На фоне обстрела ВСУ жилого района г. Токмака Запорожской области, кратного увеличения числа погибших и пострадавших от рук свинонацистов, посол Израиля в России...

120
Максимально насыщенным по­лучился двухдневный визит в Дагестан представителей 9...