Купить PDF-версию
23:19 | 28 марта, Чт
Махачкала
X

Украина: кошка на раскаленной крыше

Не случайно на ум пришли герои знаменитой пьесы американского драматурга Теннесси Уильямса, живущие странной, иллюзорной жизнью, бесконечно врущие себе и окружающим, спивающиеся, сходящие с ума. Это о людях, изнутри разъедаемых тоскливой неудовлетворенностью собой, жаждой наживы, той жестокой правды жизни, что ведет к краху сознания.

И то, что происходит в незалежной в нервные дни предстоящего второго тура, иначе не назовешь, слишком все накалено, точно на раскаленной крыше, на которой, как на нестерпимо пылающей безжалостным огнем жаровне, пытаются усидеть политические марионетки, стараясь любой ценой завоевать голоса украинцев, уже не скрывающих ненависти к продажному режиму и открыто высказывающих Порошенко жесткие слова. И это не только обычные люди, которым невмоготу терпеть коррумпированную власть, бунтуют даже националистические группировки, умудрившись в разгар выборной кампании провести антиолигархический марш. Нацкорпус, «Правый сектор» (организация, запрещенная на территории Российской Федерации, по решению Верховного Суда РФ от 17.11.2014), группа «С-14», более чем одиозные профашистские организации вышли на улицы Киева, требуя выполнить пошаговый план уничтожения олигархической системы и призывая народ к акции неповиновения. А это тревожный звонок власти, ухватившейся за украинский трон с такой силой, что вырвать его из рук «помазанника» Порошенко практически невозможно даже с помощью одиозной националистической силы, выступающей, казалось бы, на стороне официального Киева в войне против России.

Нынешний режим хватается за малейшую возможность удержаться, оттянуть время, укрепить позиции. Но каков бы ни был расклад сил, очевидно, что власти предстоит держать ответ перед народом Украины.

Не стоит обсуждать, как так вышло, что Порошенко, занимавший отнюдь не самые высокие рейтинги в списках политиков, оказался в тандеме со ставленником Коломойского Зеленским, высказывания которого не могут не вызывать у него чувство если не тревоги, то вполне объяснимого опасения, несмотря на то, что за спиной Порошенко маячат США, предпочитающие иметь дело с предсказуемыми политическими фигурами. Более того, Зеленский на встрече с представительствами зарубежных дипломатических кругов не раз заявлял, что в случае его победы первое, что он сделает, отправит проворовавшегося Порошенко в тюрьму. Трудно судить, насколько искренен Зеленский, его политический контент явно рассчитан на ожидаемые настроения народа. И он говорит ему, народу, о проворовавшейся власти, сумасшедшем расслоении общества на богатых и бедных, неминуемом социальном взрыве, который может привести к очередному майдану, и о том, что так жить, как живет сегодня Украина, нельзя.

Надежда на то, что вчерашний шоумен сумеет реализовать если не все, то хотя бы небольшую часть своей предвыборной программы, движет отчаявшимся украинским народом

Его риторика — на самом деле еще один повод поторговаться за политические дивиденды с США, пытающихся доказать всему миру, что на Украине проходят чистые, прозрачные, демократические выборы, в которых они выступают лишь в роли наблюдателя, эксперта, но никак не карточного шулера, играющего втемную. Не изменяя себе, Штаты поддерживают режим, который они же и привели к власти, проливая кровь, словно воду, отличаясь особой жестокостью, политическим лицемерием, со временем превратив порабощенную страну в сырьевой придаток империи. Завоевательные войны, в которых поднаторевшие США позволяют себе властвовать в несовершенном мире инстинктов и пещерных законов, — один из приемов обогащения супердержавы. Иначе не объяснишь ту невиданную покорность, с которой идут на заклание европейские, ближневосточные страны. И Украина — лучшее доказательство того, что политика жесткого кнута действенна и жизнеспособна.

На самом деле, считают эксперты-прагматики, США, словно гадая на кофейной гуще, находятся перед выбором: Порошенко или Зеленский? Но как бы ни легла карта, очевидно, что Америка прочно и надолго обосновалась под боком у России, держа ее в напряжении, находясь в перманентном состоянии войны. Если же учесть, что Украину ждут и парламентские выборы, то можно себе представить, как США потрудились, чтобы сохранить свое влияние в этом регионе. Да, не позавидуешь новому президенту, которому предстоит сдерживать рост цен на продукты для основной части населения обнищавшей страны, стабилизировать курс украинской валюты, а о многомиллиардных долгах МВФ лучше вообще не вспоминать.

Что же ждет Украину? То, что выборы не отражают волю украинского народа, ни у кого не вызывает сомнений. Не голосует не только Донбасс, но и те украинцы, что проживают в ненавистной России, зато за нового украинского президента отдают голоса в странах, где об Украине слыхом не слыхали. Но каждому живущему в незалежной известны битые козырные карты Порошенко, обещающего золотые горы своим соотечественникам.

В чем его отличие от Зеленского, почему люди отказывают ему в доверии? Он никогда не остановит войну с Донбассом, не посмеет тронуть региональный олигархат, не введет накопительные пенсии с правом наследования, не распорядится разделить между украинцами природные ресурсы, не примет закон о народовластии через референдум, не предложит заменить налог на прибыль налогом на вывезенный капитал, не введет образовательный ваучер для талантливых украинцев, который позволит обу­чаться в любом высшем учебном заведении. Ничего этого не будет. Надежда на то, что вчерашний шоумен сумеет реализовать если не все, то хотя бы небольшую часть своей предвыборной программы, движет отчаявшимся украинским народом, демонстрирующим свое недоверие воинствующему, нечистоплотному режиму, не оставившему ему надеж­ды на нормальную жизнь.

Неполитик Зеленский ведет себя непредсказуемо и этим еще больше привлекает к себе внимание, в том числе мирового сообщества. К нему осторожно присматриваются западные, европейские эксперты, пока скептически высказываясь о претенденте на президентский пост, сравнивая его с молодым Макроном. Феномен Зеленского заключается не только в его народности, но и в том, что он хотя и высказывает свое мнение по Крыму и Донбассу, тем не менее риторика его пока не носит явно милитаристский характер, хотя и он стремится в НАТО.

Первый дипломатический урок он уже получил от Кремля, в ответ заявившего, что готов объяснить любому украинцу, что Россия не оккупировала никакие украинские территории, потому что непризнанные республики Донбасса отторгнуты самой Украиной, и то, что там происходит, является следствием той политики, которую проводит руководство Украины.

Соизмеряет ли Зеленский свои силы со сложнейшей обстановкой на Украине? Каковы будут его первые шаги, если в одно прекрасное утро проснется президентом? Зеленский явно недооценивает серьезность положения, несмотря на то, что за его спиной стоят опытные политтехнологи, кстати, многие из которых переметнулись к нему из команды Порошенко. Можно ли рассматривать его как преемника шоколадного короля? И получится ли реализовать то, о чем он заявляет в своей предвыборной программе, в том числе справиться с бедностью, коррупцией? Чем больше задумываешься об этом, тем яснее осознаешь, что нужно быть большим оптимистом, чтобы поверить в то, что Украина с его приходом начнет выздоравливать, сумев остановить процесс распада.

Статьи из «Власть и общество»