Бензин становится «золотым»
В минувшую пятницу, 25 августа, на АЗС Махачкалы произошло очередное подорожание автомобильного топлива, причем всех его видов. Так, АИ-95 подорожал на два рубля и теперь стоит 61 рубль, АИ-92 – 56 рублей (ранее 54 рубля), ДТ – 62 рубля (60 рублей) и газ – 27 рублей (26 рублей).
Многие связывают произошедшее со сговором владельцев автозаправок, в доказательство приводится распространенный в соцсетях скриншот их переписки с руководителем Ассоциации АЗС Дагестана. И не поверить этому сложно, учитывая, что после опубликования в Сети призыва к предпринимателям поднять цены на бензин и газомоторное топливо их стоимость действительно увеличилась, причём именно по тем расценкам, что приводились в пабликах. Но все же разбирательство оставим правоохранительным органам.
Нам же остается констатировать, что в результате республика вошла в десятку российских регионов с самыми высокими ценами на горюче-смазочные материалы. Хотя еще совсем недавно, в начале июня текущего года, цена за литр 95-го бензина составляла 50 рублей – была на 11 рублей дешевле, чем сейчас. И за неполных три месяца бензин подорожал более чем на 20 %, что, согласитесь, значительный скачок, это если очень мягко выражаться.
Глава Ассоциации АЗС региона Юсуп Чарабураев назвал публикации в социальных сетях и обвинения в его адрес провокацией и обычной политической ситуацией, заявив, что он к «слитой» переписке никакого отношения не имеет.
В то же время Чарабураев вновь назвал причиной скачка цен на топливо повышение оптовых цен на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Так, согласно информации на 23 августа, цена бензина АИ-95 там составила 70 900 рублей за тонну, АИ-92 – 62 700 рублей, а дизельного топлива – 66 400 рублей. По подсчётам экспертов, стоимость топлива на бирже бьёт рекорды и выросла по сравнению с прошлым годом на треть. Некоторые из них связывают это с решением правительства сократить вдвое демпферные выплаты нефтяникам.
В начале июня текущего года цена за литр 95-го бензина составляла 50 рублей – была на 11 рублей дешевле, чем сейчас. И за неполных три месяца бензин подорожал более чем на 20 %
И всё же шум, поднятый в соцсетях, стал поводом для обращения руководства Дагестана в прокуратуру и Управление федеральной антимонопольной службы республики с просьбой проверить наличие сговора АЗС Махачкалы в целях повышения цен на топливо. Об этом, напомним, ранее сообщила пресс-служба администрации главы региона. Теперь хозяев заправки ждут проверки не только после трагедии 14 августа, но и на предмет искусственного завышения стоимости топлива в столице республики.
Тем временем в телеграм-канале Регионального отделения Народного фронта в Республике Дагестан сообщается, что УФАС отказалось принимать меры по вопросу роста цен на бензин. Свой отказ ведомство мотивировало тем, что, согласно закону, цены на товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции, а на дагестанском рынке розницы нет крупного игрока, занимающего доминирующую позицию, который мог бы влиять на ценообразование. Получается, что единственная организация, которая обязана обуздать аппетиты коммерсантов, в очередной раз разводит руками, признаваясь в своей беспомощности.
В этой связи следует обратить внимание на тот факт, что самые высокие ценники наблюдаются именно на АЗС Махачкалы, хотя увеличение оптовой цены должно по логике быть одинаковым для всех. Когда АИ-95 и АИ-92 стоили в городе 59 и 54 рубля соответственно, на заправках, к примеру, Хасавюрта и с. Первомайское (близ Избербаша) можно было заправиться АИ-95 за 56 рублей, а АИ-92 за 52 рубля. С чем связана такая ощутимая разница, объяснить сложно. Либо в Махачкале живут самые богатые дагестанцы, либо владельцы местных АЗС желают получить больше выгоды, нежели их коллеги из других муниципалитетов. Другого объяснения мы здесь не видим.
Учитывая вышесказанное, печальным является следующее обстоятельство: цены на всё вокруг растут регулярно, а вот зарплаты, к сожалению, остаются прежними. А ждать помощи от ответственных структур, получается, бесполезно. Раз даже УФАС не в состоянии урезонить слишком жадных торговцев, нужно, видимо, сделать механизмы этого ведомства более дееспособными. Это уже прерогатива законодателей. Им и карты в руки.