Сетевое издание «Дагестанская правда»

13:55 | 07 июня, Ср

Махачкала

Weather Icon

Будем ли с хлебом?

A- A+

Этот вопрос, пожалуй, волнует последние месяцы если не всех, то очень многих. И это понятно, засуха нанесла серьезный ущерб посевам, в том числе и озимых зерновых культур, почти в двух десятках регионов страны.

При этом обращают внимания различные подходы к неизбежному недобору хлеба. 3 августа, выступая на международной конференции «Зерновая Сибирь» в Новосибирске, зам.главы Минсельхоза РФ Александр Беляев заявил, что, несмотря на засуху, экспорт зерна будет стабильным. Его объем, он считает, сохранится на уровне предыдущих нескольких лет и составит примерно 20 млн.тонн за счет урожая текущего года и значительных запасов зерна на складах, размер которых превышает 21 млн.тонн.

Менее категоричен президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, который считает, что в самом неблагоприятном случае страна может вывезти за границу 11 млн.тонн зерна, в самом благоприятном – 19,5 млн.тонн. Он высказал опасения, что запретительные механизмы по части вывоза зерна нанесут вред российскому рынку и могут пошатнуть репутацию России как надежного поставщика зерна.

Четкую позицию занял Председатель Правительства РФ Владимир Путин. Хотя собственных резервов в стране достаточно, считает он, экспортные намерения сельхозтоваропроизводителей могут поднять цены на внутреннем рынке. В связи с этим премьер объявил о запрете с 15 августа вывоза зерна из страны.

Все-таки ошибок в зерновом деле в России много. Журналисты неслучайно заостряют внимание на том, что в Туркменистане, где каждый год хозяйничает жара, производят посевы семенами российских и белорусских засухоустойчивых сортов пшеницы, в итоге в текущем году намерены собрать рекордный урожай в пределах от 1,6 до 1,8 млн.тонны. Или взять соседнюю Белоруссию, то ее замминистра сельского хозяйства и продовольствия Василий Павловский заявил о готовности рассмотреть вопрос о продаже зерна урожая этого года. В стране предполагают собрать 10 млн.тонн хлеба.

В любом случае хлебать горькие плоды зерновых неудач придется народу. Урожаи зерна, свеклы и подсолнечника еще не собраны, но пессимистические прогнозы еще в июле взвинтили оптовые цены на сырье и на такие продукты, как мука, водка, сахар, растительное масло и т.д. Интернет и другие средства массовой информации в августе запестрели сообщениями и о росте розничных цен. Торговка на Цумадинском рынке Махачкалы на днях печалилась по поводу завоза оптовиками дорогих, чем раньше, макарон. «И так плохо раскупали мой товар, а теперь и вовсе перестанут»,- сетовала женщина.

Расстегнули мошну и готовы собрать с и без того бедствующего потребителя (то есть с нас с вами) — дань засухе российские пищевые компании, котировки акций которых заметно поднялись в цене. Так, стоимость акций крупнейшего производителя зерна группы «Разгуляй» повысилась почти на 24 процента, водочной компании «Синергия» — на 14 процентов, производителя молока и соков «Вимм-Билль-Данн» на 8,1 процента.

Всего лишь за июль стоимость одной тонны продовольственного зерна 4 класса выросла с 3,75 тысячи до 5,725 тысячи рублей, фуражного ячменя — с 2,3 тыс.рублей до 4,25 тысячи рублей (или на 80 процентов). Уже подорожали спирт, макароны, крупа, мука. Уборка сахарной свеклы еще не началась, но цены на сахар тоже заметно повысились. Столь же активно растут они и на подсолнечное масло.

Как считают аналитики, в животноводстве тоже будут стараться переложить возросшие расходы на корма на конечных потребителей своей продукции. Правда осенью рынок может перенасытиться мясом за счет того, что не имеющие возможности приобрести подорожавшие корма владельцы личных подворий и других мелких хозяйств будут избавляться от скота. 
Таковы первые признаки последствий засухи: торгашам лафа, потребителям — фига.

 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»