Добро на «цифру». На дагестанской таможне заработали инспекционно-досмотровые комплексы
Мы все с детства знаем, с чего начинается Родина. А с чего наша Родина – Россия – начинается для иностранцев? Конечно же, с пункта таможенного и пограничного контроля. И от того, как встретят на этих пунктах, как долго продержат, у иностранца сложится первое впечатление о стране пребывания.
…Строгая женщина в пограничной форме открывает железные ворота, и мы попадаем на территорию КПП Тагиркент-Казмаляр. Пограничный пункт пропуска – это режимный объект, нахождение посторонних здесь строго запрещено. Но сегодня мы, журналисты республиканских газет, не совсем посторонние. Дагестанская таможня организовала для нас тур на многосторонний автомобильный пункт пропуска, чтобы ознакомиться с работой действующего здесь таможенного поста.
Пресс-туры на приграничные таможенные посты уже стали доброй традицией дагестанской таможни. Мы, журналисты, всегда откликаемся на приглашение таможенников, зная гостеприимство и радушие принимающей стороны. Но в последние годы к приграничным объектам особый интерес. Хотелось своими глазами посмотреть, как работает транспортный коридор Север–Юг. Это направление сегодня одно из приоритетных для внешнеторговых связей страны. От слаженной работы таможенников здесь зависит многое.
Автомобильный пункт пропуска Тагиркент-Казмаляр является важным элементом коридора. Как рассказали нам в таможне, за 9 месяцев этого года через него проследовало более 48 тысяч грузовиков, иногда поток доходил до 200 машин в сутки. Грузооборот составил более 800 тысяч тонн.
«В настоящее время автомобильный пункт пропуска Тагиркент-Казмаляр функционирует с превышением проектной пропускной способности по грузовым транспортным средствам в 4,5 раза. При его строительстве он не был рассчитан на такой грузопоток», – рассказывает начальник таможенного поста МАПП Тагиркент-Казмаляр Магомедрасул Шапиев.
По его словам, в целях решения этой проблемы в 2025 году планируется реконструкция поста, в результате которой проектная пропускная способность увеличится в 12 раз и составит 1100 транспортных единиц в сутки, в их числе 50 легковых автомобилей и 60 автобусов.
Правда, перспективы пассажирских перевозок через южную границу пока выглядят туманными. Как известно, в 2020 году с началом пандемии все виды пассажирского сообщения наземным путем были закрыты. Несмотря на окончание пандемии, азербайджанская сторона не спешит открывать пассажирское сообщение. Поэтому в 2022 году существующие полосы движения легкового автотранспорта в пункте пропуска Тагиркент-Казмаляр были временно переоборудованы под грузовые.
Сейчас на посту функционируют три полосы для проезда грузового транспорта на выезд и три на въезд. После реконструкции добавятся еще по три полосы в обе стороны.
А еще МАПП является пилотным полигоном для внедрения современных цифровых решений и обкатки новых технологий. С 1 августа 2023 года здесь заработали инспекционно-досмотровые комплексы портального типа. Такие комплексы есть только в семи пунктах пропуска во всей стране. Это новое техническое средство таможенного контроля, которое обеспечивает непрерывное сканирование всех транспортных средств и грузов, перемещающихся через пункты пропуска на государственной границе Российской Федерации, исключая необходимость их вскрытия. Причем, что особенно важно отметить, эти комплексы отечественного производства.
«С момента их применения осмотрено уже более 50 тысяч грузовых транспортных средств. Налаженная во время опытной эксплуатации комплексов портального типа работа в будущем позволит достичь показателя их пропускной способности – до 120 транспортных средств в час», – говорит Магомедрасул Шапиев.
А уже в этом году на посту начата работа по развертыванию интегрированной системы пропуска через государственную границу. Это совершенно новый уровень в деле погранично-таможенного контроля. Модернизация инфраструктуры пунктов пропуска на границе с Азербайджанской республикой позволит сократить время прохождения таможенного контроля, обеспечить комфортные условия для граждан, пересекающих государственную границу, а также повысить уровень обеспечения безопасности госграницы.
Мы решили посмотреть, как это работает. Нашим проводником на таможенном посту стала заместитель начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Яна Серикова.
Подавляющее большинство грузов, проходящих через пункт пропуска, – это плодоовощная продукция, в основном из Ирана, Азербайджана, Турции (реже из Грузии, когда закрывается переход Верхний Ларс). Эта продукция скоропортящаяся, поэтому перед таможенниками стоит задача не только проверить груз на предмет соответствия таможенному законодательству, но и сделать это как можно оперативнее. Раньше на осмотр одной фуры могло уйти несколько часов. Работали вручную, что называется, на глазок. Сейчас всю работу выполняет современная техника.
«Видите, фура становится под рамку. Это инспекционно-досмотровый комплекс портального типа. Его уникальность заключается в способности быстро, точно и безопасно сканировать 100 % транспортных средств и грузов в динамическом потоке. Это значит, что автомобилю не нужно тратить время на остановку и прохождение досмотра на специальной площадке или в боксе. Высокотехнологичное оборудование позволяет проводить двухракурсное сканирование сбоку и сверху, что минимизирует риск провоза запрещенных веществ. Высокоточное изображение кабины и прицепа с грузом выводится на экраны. Искусственный интеллект автоматически анализирует полученную картинку. Человеческий фактор при этом сводится к минимуму», – вводит в курс дела Яна Серикова.
Как уверяют специалисты ФГУ «Росгранстрой», комплекс абсолютно безопасен для людей и для окружающей среды, что подтверждают государственные проверки. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии всем необходимым нормам получено на каждый портальный инспекционно-досмотровый комплекс, установленный в пунктах пропуска на государственной границе, в том числе, конечно же, и на Тагиркент-Казмаляре.
Таможенные посты находятся на пути к полной автоматизации и цифровизации всех процессов. Речь идет о создании интегрированной системы пропуска через государственную границу. Отрадно отметить, что автомобильный пункт пропуска Тагиркент-Казмаляр стал пионером в этом отношении. В 2023 году был заключен государственный контракт на её внедрение.
Эта система позволит интегрировать современные технологические решения, которые сегодня внедряются в работу государственных контрольных органов в единую сеть, работающую по принципу «одного окна», с возможностью диспетчеризации движения транспортных средств в пункте пропуска. Это позволит обеспечить комфортное и быстрое пересечение границы для туристов и грузоперевозчиков, – так представители таможни комментируют новшество.
Наглядное объяснение дает Яна Серикова: «Как только фура заедет в пункт пропуска, минуя шлагбаум, всю информацию о ней будут собирать цифровизированные комплексы – автодосмотра, радиационного и весогабаритного контроля, видеоаналитики. Затем эта информация поступит в единую автоматизированную систему, которая обработает её и даст свое заключение. С её внедрением водители смогут записываться заранее на таможенный контроль. Допустим, вы знаете, что завтра подъедете к трем часам дня. Вы на интернет-платформе сможете оставить заявку на удобное для вас время и подъехать прямо в нужный час».
Что ж, эффективность новой системы можно будет оценить в ближайшее время. В рабочем режиме она заработает в 2025 году, хотя некоторые её элементы задействованы и сейчас. Надеемся, что Дагестанская таможня предоставит журналистам возможность ознакомиться с работой цифровизированной таможни.