Дороги и перевозки – единый комплекс
5:11 22.06.12
0
Рубрика: Экономика
Транспортная инфраструктура Дагестана - это совокупность отраслей, обеспечивающих нормальный процесс производства путем оказания услуг по обмену продукцией между предприятиями, включая все виды транспортного комплекса, в том числе и дорожную инфраструктуру.
Важность развития этих отраслей экономики в условиях модернизации была особо подчеркнута в Послании Президента Дагестана Народному Собранию республики на 2012 г. В нем говорится, что «развитие транспортно-логистического комплекса республики – одно из приоритетных направлений экономики». Здесь на первый план должно выходить совершенствование инфраструктуры данной подотрасли, имея в виду в первую очередь взаимоувязанное развитие всех составляющих транспортных коммуникаций республики.
Переход экономики на рыночные отношения требует улучшения деятельности всей транспортной составляющей инфраструктуры. Проведенный научно-практический анализ её состояния позволил сделать вывод о существенном отставании развития объектов строительства и материально-технической базы транспорта от потребностей рыночной экономики, о непропорциональности функционирования других подотраслей инфраструктуры, дифференциации уровней развития объектов данной отрасли по отдельным районам и Дагестану в целом. Кроме того, положение дел обостряет ведомственность управления, что в свою очередь отрицательно влияет на использование всего производственного потенциала.
Важная роль в решении вопросов развития экономики, в частности производственной сферы, принадлежит управлению транспортным комплексом, способствующему росту его эффективности и повышению качества услуг. Таким образом, результаты деятельности отрасли во многом определяются способностью управления, умением мобилизовать транспортников на достижение высоких конечных результатов труда. В Послании парламенту Дагестана Президент республики М.Магомедов констатировал, что «в новых условиях нам предстоит большая работа по совершенствованию государственного управления…».
В прошлом году транспортный комплекс продолжал своё развитие. В республике выросли объемы грузовых и пассажирских перевозок. Так, объем перевозок продукции субъектов производственно-хозяйственной деятельности за 2011 г. составил 3335,3 тыс. тонн, а грузооборот – 63318,7 тыс. км. Пассажирооборот составил 4313,2 млн пасс.-км, что на 1,5% больше соответствующего периода предыдущего года, а объем перевозок пассажиров превысил 223,8 млн чел., что на 1,2% выше 2010 г.
На фоне роста спроса на инфраструктурные услуги и значительного его увеличения в перспективе в транспортном комплексе сохраняется ряд нерешенных стратегических проблем, в частности, отсутствует комплексность в управлении развитием и функционированием транспортной инфраструктуры, всё ещё не завершены структурные преобразования, а состояние и темпы развития автодорог в республике не соответствуют темпам автомобилизации. Это может создать угрозу замедления социально-экономического роста Дагестана, ослабления его позиций на российском рынке.
Дорожная инфраструктура, являясь составной частью транспортного комплекса, обеспечивает региональную связанность страны и республики, свободу передвижения граждан, способствует укреплению федеральных отношений, социально-экономическому развитию территории, росту предпринимательской активности республик, краев и областей Южного федерального округа страны. Наиболее крупные проблемы здесь связаны с созданием современной транспортной сети.
Автодороги в республике занимают 21,1 тыс. га земельной площади, что составляет около 1% территории Дагестана. В республике более 1600 населенных пунктов, осуществляющих транспортное сообщение по дорогам с твердым покрытием с сетью автодорог общего пользования. В основном это сельские населенные пункты. Тем не менее многие из них все еще не отвечают требованиям развития транспорта. Из этого вытекает важность решения проблем создания дорожной инфраструктуры. В Послании подчеркивается, что «состояние и темпы развития наших автодорог пока не соответствуют росту числа автомобилей в республике».
Стратегическими направлениями структурной перестройки инфраструктуры являются: приоритетное развитие социально значимых пассажирских и грузовых перевозок; улучшение состояния сети транспортных коммуникаций; пополнение и модернизация парков подвижного состава и судов и прежде всего для пассажирских перевозок; повышение уровня безопасности движения.
Необходимо формирование такой транспортной инфраструктуры, которая бы гарантированно и эффективно удовлетворяла социальные, экономические, природоохранные и другие требования. Однако вся структурная перестройка возможна при условии усиления государственного регулирования деятельности инфраструктуры, повышения здоровой конкуренции между предприятиями и организациями.
Первостепенными остаются задача создания законодательно-правовой и нормативной базы, отвечающей новым условиям хозяйствования, обеспечивающей согласование интересов предприятий транспортной инфраструктуры с общественными интересами, а также юридическое закрепление прав и обязанностей этих предприятий. Эта работа должна осуществляться в рамках законодательства путем разработки новых и пересмотра действующих законодательных и нормативных актов, предусматривающих единообразные подходы к регулированию отношений при функционировании различных видов транспортной инфраструктуры. В настоящее время её прогнозирование ведется по отдельным подотраслям.
Перспективы развития транспорта и инфраструктурного комплекса определяются относительно изолированно друг от друга. При этом часто используются малообоснованные методы экстраполяции тенденций, сложившихся в прошлые годы. При обосновании прогнозирования по отраслям целесообразно, на наш взгляд, применять многофакторные методы анализа, базирующиеся на использовании производственных функций. Вместе с тем должна быть разработана и практически апробирована методика планирования на основе рассмотрения технологических схем движения продукции данного вида по каналам инфраструктуры.
Поскольку транспортная инфраструктура должна составить основу обслуживающей системы развития экономики региона, ее необходимо создать еще до начала активного экономического роста к тому моменту, когда появится возможность полномасштабного обслуживания информационных, товарных и финансовых потоков. Для этого потребуется эффективное развитие функционирующей инфраструктуры.
Предложения по совершенствованию функционирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры сводятся к следующему. Главным направлением совершенствования системы статистических показателей развития региональной производственной инфраструктуры является упорядочение отчетности о состоянии элементов производственной инфраструктуры, находящихся в подчинении различных ведомств региона.
При этом транспорт является одной из базовых отраслей, уровень функционирования которой во многом определяет потенциальные возможности социально-экономического развития Дагестана. Являясь важнейшей составной частью инфраструктуры экономики, он обеспечивает всю её жизнедеятельность, единство и целостность.
0
5:11 22.06.12
Статьи из рубрики «Экономика»
-
Знакомьтесь: синьорина Клери →
Камиль везет меня в свое родное село Кироваул Кизилюртовского района. Я радуюсь: ведь впереди ждет...
293
20 часов назад
-
ЖКХ
Один туалет на весь этаж, падающие на голову потолки, гнилые полы, сквозь которые видно нижние квартиры…
12
21 час назад
-
Важная и ответственная работа, направленная на улучшение водного, воздушного, теплового и пищевого режимов...
25
5 дней назад
-
Ценообразование и строительство →
Вопросы ценообразования в строительстве – ключевой фактор стоимости возводимых объектов. Долгие годы они...
29
5 дней назад
-
АПК
Животноводство – одно из важнейших направлений сельского хозяйства Дагестана. Достаточно отметить, что наш...
18
7 дней назад
-
Нацпроекты в РД
Цифровая экономика. Шаги реализации →
Бремя санкционного давления коллективного Запада, напряжённость в геополитике оказывают определённое...
20
7 дней назад