Сетевое издание «Дагестанская правда»

07:00 | 23 марта, Чт

Махачкала

Weather Icon

Фермер встает спозаранку

A- A+

Крестьянско-фермерское хозяйство Шамиля Адильханова расположено в одном из живописнейших уголков Буйнакского района – в селении Новый Кумух. Добротная асфальтированная дорога от трассы приводит прямиком к ферме. Куда ни кинешь взгляд – во всем чувствуется хозяйская рука.

Выкупленные у бывших хозяев разрушенные здания Шамиль отремонтировал, что-то пристроил. Территория вокруг фермы обнесена забором. Три птичника, рассчитанные на 15 тысяч голов каждый, цех по производству кормов и разделочный цех – вот они, владения молодого фермера.

КФХ «Шамиль» было создано в 2011 году. В районе уже существовало немало фермерских хозяйств, но вот встать на ноги, успешно развиваться удалось не всем – многим крестьянам сложно было привыкнуть к новым условиям, растущей конкуренции. Шамиль родился и вырос в Буйнакске, закончил ДГУ (юридический факультет), работал по специальности. Вроде бы все располагало к тому, чтобы расти по своей основной специализации, но тяга к фермерскому делу оказалась сильнее: купил 5 гектаров земли с полуразрушенными хозяйственными постройками, и, как говорится, пошло-поехало. Первые шаги проходили в поисках. Во время становления фермерского хозяйства сам он еще и не знал, сколько земли нужно, какая продукция востребована на рынке, что вообще делать, чтобы хозяйство приносило доход.

Большую помощь и поддержку начинающему фермеру оказал его отец Абусупьян Адильханов. Пока он был жив, Шамиль, можно сказать, работал вполсилы, знал: хозяйство в надежных руках. А когда отца не стало, пришлось втягиваться самому. Было непросто. Самое сложное – вставать спозаранку. Но есть и свои плюсы. Утро, тишина, день пробуждается, свет разгорается на горизонте… Красиво все это. И лень сразу же отступает, сдаётся. Сельская молодежь в поисках работы уходит в города, а Шамиль вернулся в село. «Длинного рубля» здесь не заработаешь, и бывший юрист это понимает.

– Я свой труд рублём не меряю, а если бы хотел заработать много денег, то выбрал бы другой способ, – говорит он. – Фермер мало чем отличается от любого руководителя сельхозпредприятия, разве только масштабом деятельности. Так же нужно планировать работу, распределять ресурсы, заботиться о рентабельности. Фермер – это руководитель, который делает все своими руками.

Под руководством Шамиля работают 30 человек. Все они – местные жители. В птичниках процесс автоматизированный, а вот на разделке и переработке задействовано 60% ручного труда.

Сельхозпроизводители часто жалуются на проблемы с реализацией готовой продукции. У Ш. Адильханова объемы производства серьезные, мясо птицы, субпродукты реализуются через розничную сеть и в учреждения общественного питания. Иногда работают на заказ. А комбикорма с белково-витаминными и минеральными добавками вырабатывают только для внутренних нужд. Вся продукция ежегодно сертифицируется, как и положено, а не для «галочки». Шамиль поясняет: самому интересно, насколько качественный товар производит ферма, довольны ли будут потребители. Его хозяйство состоит из бройлеров, но в перспективе он хочет разводить также несушек. В сутки в КФХ перерабатывают от тонны до полутора мяса птицы, это 500-600 голов. Часть отпускается в охлажденном виде, часть подвергается шоковой заморозке.

Работая во благо своей семьи и сельчан, фермер ощущает и государственную поддержку. В прошлом году выиграл грант на модернизацию цехов и закупку дополнительного оборудования для производства комбикормов. Живет Шамиль, как, впрочем, и многие на селе, нелегким крестьянским трудом. Трудом, от результатов которого зависит благосостояние семьи. Может, потому и труд для них в радость.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»