Купить PDF-версию
14:23 | 16 июня, Вс
Махачкала
X
10:35 23.12.2015

Формула успеха: АПК + дороги + транспорт

Магомед Гасанов, доктор э.н, профессор ИСЭИ ДНЦ РАН
7

Для Дагестана с учётом его геоэкономического положения совершенствование управления дорожно-транспортной инфраструктурой АПК - это не только экономическая задача, а прежде всего задача обеспечения единства всех его регионов. При этом от качества функционирования дорожно-транспортной инфраструктуры зависят как темпы и уровень развития регионов, так и республики в целом.

Дорожно-транспортная сфера оказывает значительное влияние на рост эффективности экономики. Это достигается прежде всего путем сокращения потерь продукции в процессе ее движения до переработки и реализации, а также путем рационализации технологии проведения дорожно-транспортных работ.

Между тем анализ говорит о существенном отставании развития материально-технической базы инфраструктуры аграрного сектора от потребностей экономики, ее большой изношенности, неудовлетворительном состоянии путей сообщения, росте цен на топливно-энергетические ресурсы.

Практика при этом показывает, что при наличии в отрасли разных форм собственности и организационных форм хозяйствования необходим такой механизм управления инфраструктурой АПК, который учитывал бы современные особенности рыночных отношений, основывался на современных принципах, методах и формах управления, направленных на повышение эффективности дорожно-транспортной инфраструктуры.

Но главная задача инфраструктуры, на наш взгляд, заключается в обеспечении связей между предприятиями, создании материальных предпосылок для объединения их в единый хозяйственный организм в целях эффективного функционирования агропромышленного комплекса.

Самим временем продиктованы необходимость проведения эффективной и целенаправленной государственной политики и совершенствование управления дорожно-транспортной инфраструктурой АПК на основе инновационных преобразований

Известно, инфраструктурные подотрасли аграрного сектора обеспечивают условия жизнедеятельности людей, являясь важным фактором достижения социально-экономических и внешнеэкономических целей. Вместе с этим рыночная экономика и проводимые реформы существенно изменили условия работы инфраструктуры и характер спроса на её услуги. В частности, с ростом индивидуальной мобильности стало шире реализовываться конституционное право граждан на транспортное передвижение, что способствует становлению нового образа жизни, формируемого в нашем регионе.

Важно отметить, что самим временем продиктованы необходимость проведения эффективной и целенаправленной государственной политики и совершенствование управления дорожно-транспортной инфраструктурой АПК на основе инновационных преобразований. Стратегической целью должно стать формирование такой системы производственной инфраструктуры, которая бы гарантированно и эффективно удовлетворяла социальные, экономические, природоохранные и другие специальные требования. При этом вся структурная перестройка возможна при условии усиления государственного регулирования деятельности инфраструктуры, повышения здоровой конкуренции между предприятиями и организациями.

Однако при неблагоприятном сценарии уже в 2016-2020 гг. в Дагестане могут возникнуть проблемы ограничения инфраструктурной доступности и товародвижения в международных, региональных и внутренних каналах, а значит, инфраструктура может стать фактором ограничения экономического роста агропромышленного комплекса. В противовес этому негативному сценарию взаимосвязанное и комплексное решение поставленных выше вопросов позволит обеспечить более устойчивое функционирование производственной инфраструктуры в стратегии экономического развития республики.

Одним из важнейших направлений развития и реформирования дорожно-транспортной инфраструктурной системы АПК является дальнейшее совершенствование ее подотраслей. В рамках этого направления первостепенной задачей остается создание отвечающей новым условиям хозяйствования законодательно-правовой и нормативной базы, обеспечивающей согласование интересов инфраструктурных предприятий с общественными интересами, юридическое закрепление прав, обязанностей и статуса предприятий инфраструктуры общего пользования.

Таким образом совершенствование управления дорожно-транспортной инфраструктурой оказывает значительное влияние на рост эффективности единого народнохозяйственного комплекса Дагестана путем сокращения потерь продукции в процессе ее движения, а также сокращения потерь рабочего времени, связанных с несвоевременностью поставок товаров.

Статьи из «Экономика»

Сектор развития

5
Развитие сельского хозяйства, сферы АПК, овцеводства и туризма – в числе приоритетных направлений экономики России и Северного Кавказа в частности. Поддержка по...

Перед отпуском погаси долги

6
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан рекомендует жителям...

Новый закон сформирует более справедливое налогообложение граждан

6
Обсуждаемый в последнее время, предложенный Президентом РФ Проект Федерального закона «О...

В «тени» вольготнее, но…

7
Теневая экономика – давняя проблема Дагестана. По разным оценкам, ее доля составляет от 60 до...

Выставка удалась

9
Медали, национальные подворья, павильоны народов Дагестана, где демонстрировали этнический...

Ипотека и комплексное развитие территорий

17
Ипотека с господдержкой на новостройки под 8 %...