Гавань заработала быстрее
Эффективность экономики определяют ее жизнеспособность и потенциал развития. Факторов, влияющих на это, много, один из них – производительность труда. Созданная в России инфраструктура нацпроекта «Производительность труда» помогает компаниям внедрять бережливое производство, совершенствовать управление, логистику и сбыт продукции. Процесс этот запущен также в Дагестане.
По итогам первого года реализации проекта в Министерстве экономического и территориального развития РД лучшим предприятием – участником проекта — признан международный аэропорт Махачкалы им. дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана.
Здесь сформировалась команда для внедрения изменений. Сорок пять сотрудников прошли обучение. К примеру, заместитель генерального директора по экономике и финансам Заир Алиев курсы прошел непосредственно в Федеральном центре компетенций и стал тренером по внедрению принципов бережливого производства в аэропорту.
Его задача – провести диагностику предприятия, найти проблемные участки и предложить решение в режиме реального времени. По оценке профильного министерства, это позволило добиться успеха и повысить по итогам 2023 года производительность труда на предприятии на 10 %.
Как отметил министр экономики и территориального развития РД Гаджи Султанов, цель нацпроекта – рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых
отраслей экономики – вполне реализуема. По его словам, в республике все больше компаний, вовлеченных в реализацию этого национального проекта, они все яснее сознают, что повышение конкурентоспособности в настоящем не дань моде, а способ выжить на рынке.
На примере того, как внедрение инструментов бережливого производства отразилось на работе авиапредприятия, накануне участникам пресс-тура – журналистам республиканских СМИ – рассказали генеральный директор АО «Аэропорт Махачкала» Саид Рамазанов и его заместитель Заир Алиев. В аэропорт в этот день приехал также министр экономики и территориального развития РД Гаджи Султанов.
Ознакомление началось с посещения инфоцентра – специально созданной площадки, на которой идет сбор, хранение и распространение информации в доступной и понятной форме. «Этот инструмент бережливого производства играет важную роль в обмене информацией между различными отделами и сотрудниками, способствуя более эффективной и прозрачной коммуникации и предотвращая избыточные нагрузки и дублирование работы», – пояснил о цели информационных стендов Заур Алиев.
На презентации разработанных решений докладчик продемонстрировал, что ключевые показатели деятельности аэрогавани по обслуживанию пассажиров и воздушных судов значительно улучшились. Так, на потоке обслуживания пассажиров внедрение принципов бережливости позволило сократить время процесса с 325 до 211 минут, а на потоке обслуживания воздушных судов – с 173 минут до 87.
В частности, увеличить пропускную способность и сократить очереди на досмотр удалось за счет внедрения системы регистрации нескольких рейсов на одной стойке, увеличения их количества, перепланировки пунктов досмотра, организации погрузки багажа без использования погрузочной ленты и промежуточного складирования и др.
Еще одним мероприятием по повышению эффективности работы предприятия стало внедрение ИТ-программы, которая позволит экономить до 30 млн рублей в год. Здесь ожидают, что работа в рамках нацпроекта будет длиться еще три года и приведет к повышению производительности более чем на 30 %.
Отмечая успехи, министр экономики и территориального развития РД Гаджи Султанов подчеркнул, что успешная реализация нацпроекта возможна только при заинтересованности и вовлеченности руководителей предприятий, понимания ими задач и целей, к достижению которых должен двигаться коллектив. Именно это, по его словам, продемонстрировала команда аэропорта.
«Участие в нацпроекте помогает оптимизировать производственные процессы и за счет этого снизить себестоимость продукции, что отражается на результатах финансово-хозяйственной деятельности. И здесь хочу подчеркнуть, что нацпроект не предусматривает финансирование предприятий. Реализация мероприятий осуществляется за счет собственных средств. Все полученные результаты достигнуты за счет ресурсов предприятия и, конечно, благодаря методологической поддержке Федерального центра компетенций», – отметил Гаджи Султанов.
Как рассказал генеральный директор АО «Аэропорт Махачкала» Саид Рамазанов, изначально целью участия в нацпроекте было лишь повышение скорости обслуживания воздушных судов перед отправкой. Однако совместно с экспертами ФЦК был проведен анализ работы всех специальных служб и определены неэффективные процессы. С учетом этого разработаны новые технологические решения, которые позволили усовершенствовать многие процессы и тем самым повысить производительность.