Купить PDF-версию
15:24 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
07:12 29.12.2009

Итоги юбилейного года

В канун Нового года наш корреспондент встретился с начальником ГУ «Дагестанавтодор» Магомедрасулом Омаровым и разговор состоялся, естественно, о сегодняшнем состоянии дорожной сети республики и перспективах развития отрасли.

— Магомедрасул Магомедалиевич, по традиции в конце года принято подводить итоги работы отрасли. Но сначала хотелось бы спросить у Вас, каково нынешнее состояние автодорог в Дагестане и каково их значение для республики?

— Начну со второй части вашего вопроса. Значение территориальных автомобильных дорог общего пользования республики трудно переоценить, и оно постоянно растет в связи с изменением образа жизни людей, превращением автомобиля в необходимое средство передвижения, со значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов строительства, расширения торговли и развития сферы услуг.

Реалии последнего десятилетия наглядно продемонстрировали важность автомобильных дорог для развития экономики Дагестана. Не случайно автодороги называют кровеносной системой экономики.

Ни для кого не секрет, что автомобильные дороги имеют колоссальное значение для развития частнопредпринимательской и государственной инициативы, для процветания субъектов Федерации. Одна цифра: на российских дорогах общего пользования так или иначе оказываются 80 % всех грузов, которые перемещаются по стране, в том числе экспортно-импортного назначения. В Дагестане этот показатель еще выше.

На наших глазах меняется облик автомобильных дорог республики. В сложных экономических условиях дорожникам Дагестана удалось не только поддерживать существующие, но и построить новые дороги и мосты, а также сохранить свой производственный и технический потенциал.

И все же, несмотря на то, что за последние годы в республике проделана значительная работа по развитию дорожной отрасли и решены такие вопросы, как создание опорной сети автодорог, практически полная ликвидация бездорожья, создание бесперевальных маршрутов движения и т. д., уровень транспортно-эксплуатационного состояния значительной части территориальных дорог не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня и оставляет желать лучшего — идет отставание развития автодорожной сети от темпов автомобилизации и увеличения интенсивности движения.

— Минувший год для дорожного хозяйства стал юбилейным – отмечалось 80-летие отрасли. С какими показателями в работе вы подошли к этой знаменательной дате?

— 2009-й год — юбилейный для Дагестанавтодора. За 80 лет развития дорожная отрасль республики прошла большой и трудный путь становления. Любовь к своей профессии, компетентность, самоотдача, присущие работникам отрасли, позволили коллективу Дагавтодора зарекомендовать себя одной из самых надежных и стабильных организаций в республике. За 80 истекших лет автодором построено и реконструировано более 6 тыс. км дорог. Благодаря самоотверженному труду многих поколений дорожников, инженерно-технических работников, механизаторов, рабочих, руководителей за эти годы была проделана значительная работа по совершенствованию сети автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан.

В настоящее время в республике создана надежная опорная сеть дорог общего пользования, построен ряд важнейших участков дорог по бесперевальным маршрутам, получило развитие мостовое строительство.

С завершением строительства бесперевальных автодорог Урма — Губден, Чалда — Карадах, а также знаменитой «дороги жизни» Гимры — Чирката в корне изменилась схема транспортного обеспечения ряда горных и высокогорных районов Дагестана. В республике осуществляется строительство автомагистрали I технической категории Махачкала — Аэропорт с подъездом к г. Каспийску общей протяженностью 22 км, 16 из которых уже построены и функционируют. Сегодня ведутся широкомасштабные работы по приведению в нормативное состояние автодорожного маршрута Махачкала — Ботлих, в том числе по достройке самого протяженного в странах СНГ Гимринского автодорожного тоннеля. В прошлом году был сдан в эксплуатацию один из самых длинных мостов на Северном Кавказе — мост через реку Самур в Магарамкентском районе. И таких значимых событий в истории дорожной отрасли, особенно в последние годы, было немало.

Отрадно отметить, что к своему 80-летнему юбилею, несмотря на все трудности, коллектив Дагавтодора подошел с хорошими показателями по всем направлениям работы.

— В таком случае уместно вернуться к началу нашей беседы. Каковы итоги работы в минувшем году в дорожном хозяйстве республики, и удалось ли реализовать все намеченные планы?

— Задачи, стоящие перед дорожной отраслью республики в минувшем году, реализованы в полном объеме и по всем показателям. Программой 2009 г. выполнено дорожных работ на сумму более 6 млрд. рублей, в том числе около 5 млрд. рублей, профинансированных из федерального бюджета. Более 80 % этих средств направлено на строительство и реконструкцию дорог, входящих в состав автодорожного маршрута Махачкала — Ботлих. В текущем году введено 53 км дорог на этом маршруте. Усиленными темпами идут работы по достройке Гимринского автодорожного тоннеля.

Результаты работы на Ботлихском маршруте доказали, что при достаточном финансовом обеспечении возможно добиться в короткие сроки решения задачи совершенствования дорог и по другим важнейшим направлениям в горной части республики и вывода опорной сети дорог на качественно новый уровень развития.

В конце минувшего года в торжественной обстановке был введен в эксплуатацию III пусковой комплекс автомагистрали Махачкала — Аэропорт, проходящий в обход г. Каспийска. С вводом в эксплуатацию этого участка дороги обеспечен транзитный проезд автотранспорта от г. Махачкалы до аэропорта. В составе III комплекса также был построен самый большой путепровод в республике длиной 331,21 м и площадью мостового полотна более 9,0 тыс. м2, 3 пешеходных перехода, транспортная развязка.

В текущем году в дорожной отрасли республики произошли еще 2 знаковые события: 2 райцентра (с. Рутул и с. Кумух) были соединены со столицей республики дорогой с асфальтобетонным покрытием.

Одновременно большая работа была проведена по строительству, реконструкции и ремонту автодорог республиканского значения, а также дорог, ведущих к погранзаставам.

В целом в 2009 г. было построено и реконструировано 93,9 км дорог и 12 мостов общей длиной 662 п. м, отремонтировано 20 км дорог и 7 мостов общей длиной 157 п. м.

Без преувеличения можно сказать, что дагестанские дорожники сдают экзамен на профпригодность каждый день, ведь коллектив Дагестанавтодора проверяется на прочность еще и природой. Пожалуй, трудно в России отыскать территорию, где дорожникам приходится вести такую сложную, непрекращающуюся ни на день борьбу за живучесть и работоспособность дорог, как в Дагестане. И это неудивительно. В республике ежегодно дороги и мосты подвергаются различного рода ударам стихии: камнепады, сели, оползни и наводнения наносят огромный ущерб народному хозяйству, в том числе и автомобильным дорогам. Не стал исключением и минувший год, когда дорожниками была проведена большая работа по ликвидации последствий ливневых дождей, прошедших по целому ряду горных районов республики. Дорожники с честью выходили из ситуаций, восстанавливая разрушенные участки дорог и мостов.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на имеющиеся трудности, в целом в 2009 г. удалось сохранить действующую сеть автомобильных дорог в надлежащем состоянии и даже несколько улучшить ее за счет проведения всех видов дорожных работ, что самым положительным образом сказалось на работе транспортного комплекса и обеспечении жизнедеятельности республики.

— Как известно, с 2010 г. дорожная отрасль будет работать по новой программе, которая охватит ближайшую пятилетку. Расскажите, что она из себя представляет?

— Действительно, мы уже будем работать по Программе развития территориальных автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан на период 2010-2015 гг. и до 2020 г.

В частности, в рамках задачи увеличения протяженности автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, предусматриваются мероприятия по реконструкции перегруженных движением участков автомобильных дорог по важнейшим направлениям и маршрутам, в обход населенных пунктов, а также перестройке и ремонту непригодных искусственных сооружений для приведения их характеристик в соответствие с параметрами дорог. К примеру, предусматривается завершение в 2010 г. реконструкции автодороги Грозный — Ботлих — Араканская площадка на участке Араканский мост — Араканская площадка, реконструкция автодороги Манас — Сергокала — Первомайское на участке Манас — Карабудахкент — Губден, в 2010 г. начинается реконструкция автодороги Ново-Гапцах — Тагиркент — Ялама, в 2011 г. — автодороги Махачкала — Буйнакск — Леваши — Верхний Гуниб на участке Леваши — Ташкапур, автодороги Муни — Агвали и др.

Предусматривается включить в сеть дорог федерального значения автодороги Хасавюрт — Бабаюрт, а также Махачкала — Буйнакск — Гимры — Чирката — Сагринский мост — Тлох — Ботлих и Махачкала — Аэропорт с подъездом к г. Каспийску после завершения их строительства и реконструкции общей протяженностью 219 км.

В рамках задачи создания условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения, предусмотрены мероприятия, направленные на формирование устойчивых транспортных связей по автомобильным дорогам с городами, районными центрами и населенными пунктами.

За период действия программы предусматривается обеспечить прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием не менее 26 единиц.

Но главное, что предстоит сделать, — это сохранить существующую сеть территориальных автомобильных дорог общего пользования как основу обеспечения жизнедеятельности Республики Дагестан, коренным образом улучшить ее транспортно-эксплуатационное состояние, вывести автодорожную сеть республики на качественно новый уровень развития, отвечающий современным требованиям и интересам пользователей автомобильных дорог.

— Назовите, пожалуйста, наиболее приоритетные направления деятельности ГУ «Дагестанавтодор».

— Одна из основных задач — повышение качества. У нас, как и в целом по России, острая потребность в качественных автодорогах. Причем задача повышения качества касается всей сферы дорожного хозяйства: от совершенствования самой системы управления качеством до повышения качества дорожных работ, материалов, техники, нормативно-технической базы. Очень важный аспект — лабораторный контроль. Для комплексного решения вопросов повышения качества существуют лаборатории в дорожных организациях, а также отдел контроля качества в ГУ «Дагестанавтодор». Мы ставим перед собой очень жесткую задачу контроля каждого километра построенных автомобильных дорог и сооружений на них.

Еще один из важнейших факторов — безопасность на дорогах. Снижение уровня аварийности на автодорогах — это существенный результат проведенной нами в последние годы работы. Ведь никто не станет отрицать, что состояние действующей сети дорог и мостовых сооружений играет важнейшую роль в обеспечении безопасности дорожного движения. Это одно из главных направлений работы дорожных организаций и аппарата управления, так же, как и создание нормативных условий для движения автотранспорта, минимизация количества ДТП по вине дорожных условий.

Хочу отметить, что в 2009 г. была проведена огромная работа по повышению безопасности дорожного движения. В частности, построено 2 кольцевых пересечения, установлено более 22 км дорожных ограждений, 18,5 км наружного освещения, построено 6,5 км тротуаров, 3 надземных пешеходных перехода. Обширная работа проведена в 2009 г. по маршрутному ориентированию водителей, в ходе которого установлено более 450 информационных щитов. Горизонтальная разметка была произведена на 755 км дорог.

— Естественно, что успешная работа по строительству, ремонту и содержанию дорог невозможна без квалифицированного персонала — истинных профессионалов своего дела, а также без поддержки со стороны руководства республики.

— Вы уже сами ответили на вопрос. Во-первых, хочу сказать, что проделанная в текущем году работа стала возможна благодаря финансовой помощи Федерального дорожного агентства Минтранса РФ, а также руководства Республики Дагестан и лично Президента РД М.Г.Алиева Хочется выразить глубокую признательность Росавтодору и руководству нашей республики за постоянное неослабевающее внимание к дорожникам и неоценимую поддержку, которую они оказывают отрасли в целом. Ну и, конечно же, особая благодарность рабочим, механизаторам, инженерно-техническим работникам и коллективам всех организаций, принимавших участие в работах текущего года и внесших свой вклад в развитие дорожного хозяйства республики.

Хочется отметить, что, несмотря на финансовые трудности и кризисную ситуацию в стране, учитывая приоритетную значимость автомобильных дорог для обеспечения жизнедеятельности республики, руководством Дагестана изыскиваются все возможности как на федеральном, так и на республиканском уровнях для дальнейшей поддержки дорожной отрасли.

— Какие задачи стоят перед дорожной отраслью в 2010 г. и Ваши пожелания на Новый год?

— Говоря о задачах дорожной отрасли республики на 2010 г., следует отметить, что формирование Государственной программы Республики Дагестан по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции территориальных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них будет осуществлено в соответствии с утвержденной «Программой совершенствования и развития автомобильных дорог общего пользования РД на период 2010-2015 годы», о которой я говорил выше, в увязке с объемами финансирования на планируемый год.

Общий объем финансирования дорожной отрасли по Программе в 2010 г. составит около 3,4 млрд. рублей, в том числе 2,3 млрд. рублей из федерального бюджета.

Так, в 2010 г. предусматривается продолжение строительства IV пускового комплекса автомагистрали Махачкала — Аэропорт, а также участков дорог, входящих в состав автодорожного маршрута Махачкала — Ботлих. Финансирование этих объектов будет в основном осуществляться за счет субсидий из федерального бюджета с долевым участием республики.

За счет средств, направленных на реконструкцию и ремонт, намечены работы по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния ряда важнейших дорог республиканского значения.

Цели и задачи дорожной отрасли в 2010 г. определены в следующих основных направлениях: обеспечение качественного и своевременного выполнения Программы дорожных работ 2010 г.; целевое и эффективное использование средств федерального и республиканского бюджетов, усиление контроля за расходованием бюджетных средств; контроль за эксплуатационным состоянием дорог и применение штрафных санкций при понижении уровня содержания.

Нет сомнений в том, что Программу дорожных работ 2010 г. ГУ «Дагестанавтодор» выполнит и обеспечит функционирование сети дорог на должном уровне.

В заключение хочется отметить, что в повышении благосостояния страны есть достойный вклад нелегкого труда дорожников. Новый год все мы вправе встречать с чувством выполненного долга.

Пользуясь случаем, от имени многотысячного коллектива дорожников республики и себя лично сердечно поздравляю всех дагестанцев с Новым, 2010 годом! От всей души желаю всем крепкого здоровья, мира, благополучия, счастья! Пусть грядущий год будет полон наших общих успехов, пусть он еще сильнее сплотит всех нас на благо развития нашей республики в интересах процветания всей России!

 

Статьи из «Экономика»

В переработку идут инвестиции

11
В минувшем году предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции в Дагестане...

На поля пришла работа

35
Результаты последних лет показывают, что огородный сезон в Дагестане длится круглогодично....

«Работа России. Время возможностей»

10
Порядка 700 человек было трудоустроено в 2023 году в рамках Регионального этапа Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа...

Порт станет акционерным обществом

7
Президент РФ В. В. Путин подписал указ о создании акционерного общества «Север – Юг» и передаче под его юрисдикцию акций...

Наука в русле агропрома

36
На территории нашей республики действует множество научно-образовательных учреждений с...

…А могут быть и штрафы

3
В связи с продолжающейся декларационной кампанией УФНС России по Республике Дагестан...

«Прорывные» проекты республики

17
Как мы уже писали, недавно на стратегической сессии под...