И когда такая творческая личность после окончания школы оказалась в стенах сельхозинститута, многие удивлялись, даже школьная учительница по литературе вопрошала: «Как? Почему?» Однако у юноши, выросшего в селе, на тот момент было сильное желание освоить профессию, которая позволит жить и работать в сельской местности. Решено было выучиться на агронома, но в силу определенных обстоятельств оказался на зоотехническом факультете Дагестанского сельхозинститута.
Речь об ученом, уроженце села Мехельта Гумбетовского района, чьи научные изыскания в козоводстве и овцеводстве принесли немалую пользу аграрному Дагестану. Он автор двух пород скота, опубликовал 240 научных работ, в том числе две монографии, три инструкции и шесть рекомендаций. Доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный работник сельского хозяйства РФ Ханмагомед Мусалаев (на снимке) даже в возрасте 82 лет сохраняет активность и продолжает научную деятельность в Федеральном аграрном научном центре РД.
Как вспоминает аксакал, поначалу большой тяги к зоотехнии у него не было. Но на 3-м курсе института все поменялось благодаря преподавателю, который занимался со студентами и помогал им подбирать путь по способностям и интересам. Как-то раз преподаватель завел разговор о местных козах, которые нетребовательны к кормам и приспособлены к жизни в скалистых местах. Ханмагомед же в свою очередь поделился мыслями о козах, содержащихся в колхозе его родного села. После этого разговора поступила директива от наставника: заниматься изучением козоводства и написать дипломную работу на эту тему.
– Тот разговор, можно сказать, завизировал мою дальнейшую профессиональную дорогу. Я в аграрной науке почти 60 лет. С высоты сегодняшних лет понимаю, что мне всегда важно было не столько направление деятельности, а возможность отходить от опостылевшего, проводить изыскания, искать и находить новое, полезное, – отмечает собеседник. – Моя дипломная работа тогда экзаменационной комиссией была оценена на отлично, и меня направили на учебу в аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института овцеводства и козоводства. Научную работу проводил у себя в республике. В то время обращали большое внимание на возможность улучшения продуктивности местных грубошерстных коз и производства шерсти, пуха и козлины для нужд отечественной легкой промышленности. Особенно высокий спрос наблюдался на козий пух.
На первом этапе работы с 1969 по 1979 год были получены три поколения помесей от поглотительного скрещивания аборигенных коз с производителями советской шерстной породы. Этот этап завершился выбором оптимального варианта поколения от указанного скрещивания и определением желательного типа коз для дальнейшего разведения «в себе». На втором этапе исследования были направлены на совершенствование коз в выбранном направлении путем отбора, подбора, линейного разведения. Таким образом, многолетняя научная деятельность, начатая во Всесоюзном НИИ овцеводства и козоводства и продолженная в Дагестанском НИИ сельского хозяйства, увенчалась созданием в 1993 году новой дагестанской пуховой породы коз.
– Отличительная особенность и оригинальность метода создания данной породы заключается в том, что впервые в мировой практике для преобразования аборигенных коз в пуховом направлении использована не пуховая, а шерстная порода, благодаря чему в два раза ускорен процесс создания массива животных с желательной пуховой продуктивностью, – продолжает автор породы, перелистывая страницы своей монографии. – При этом средний начес пуха маток новой породы почти в десять раз больше исходных аборигенных коз, и товарная ценность выше ввиду большей длины пуха.
Результаты исследований Мусалаева получили даже международное внимание, в частности, его трудами интересовались коллеги из Шотландии, Индии, Монголии. Научная работа в основном проводилась на базе совхоза «Уллусовский» Буйнакского района. В то время многие товарные хозяйства в республике заимели новых пуховых коз ввиду высокой выгоды их разведения. Однако, как отмечает собеседник, реформенные 1990-е годы перекроили экономические ориентиры, и сегодня эта порода в чистом виде сохранилась только в одном из сел Левашинского района, где промышляют народным ремеслом по вязанию платков и пошиву головных уборов.
В перечне заслуг ученого имеется еще работа по установлению требований к качеству и характеристикам козьих шкур, которые различаются в зависимости от породы, возраста животного и сезона убоя. Совместно со специалистами Всесоюзного НИИ меховой промышленности впервые разработаны и введены технические условия на козлину меховую невыделанную. Они распространяются на шкуры, получаемые от коз советской шерстной породы, их помесей и дагестанских белых пуховых коз.
В республике сегодня фактически нет научных специалистов в направлении козоводства. Потому внимания ученого ФАНЦ РД удостоилось и молочное козье стадо махачкалинского КФХ «Азамат», где занимаются разведением коз зааненской породы и производством козьего молока и его продуктов. Помогали в научном обосновании различных фермерских проектов, разработок, в частности, подобрали технологические параметры кормления, содержания, воспроизводства животных, проводили другие исследования.
– Как-то раз мне один из знакомых в шутку подметил, что я только козоводством занимаюсь и мало обращаю внимания на научные изыскания в овцеводческом направлении, – продолжает Ханмагомед Мусалаев. – Честно говоря, меня и самого неоднократно посещали мысли усовершенствовать нашу знаменитую дагестанскую горную породу овец. Эта порода долгое время разводилась «в себе», то есть сугубо отбором и подбором без вмешательства других пород. Хотя и ранее были разные попытки по улучшению качественных показателей этих овец. Успехом увенчалась наша селекционная работа, проведенная в СПК «Красный Октябрь» Казбековского района.
В 2005 году попробовали использовать на матках дагестанской горной породы ставропольский меринос для одноразового прилития крови и потом полученный приплод начали разводить. Получили желаемое селекционное достижение по весу, а также настригу шерсти и выходу чистого волокна. Для закрепления этих положительных качеств попробовали баранов с кровью австралийских мериносов. Такие усилия предпринимались в выведении артлухского мериноса – новой дагестанской породы, утвержденной в 2019 году. Эти овцы обладают высокой адаптацией к горно-отгонной системе разведения в условиях летних альпийских и зимних пастбищ.
Новая порода овец оказалась востребованной, география разведения артлухского мериноса ширится год от года, в том числе ее разводят хозяйства Казбековского, Буйнакского, Хунзахского, Гунибского, Шамильского, Чародинского и Гумбетовского районов. Этой породой занимаются даже животноводы из Ярославской области и Республики Беларусь.
Сегодня в призме научного внимания Ханмагомеда Мусалаева находится андийская порода овец. В помощниках у него молодые сотрудники ФАНЦ РД, кандидат сельскохозяйственных наук Рашид Абдуллабеков и недавно защитившая кандидатскую диссертацию Патимат Магомедова. Исследования проводятся в Гумбетовском районе совместно с учеными Всероссийского НИИ овцеводства и козоводства. Установлено, что в стадах овец андийской породы белой популяции имеются два условных типа: грубошерстный и полугрубошерстный. При этом овцы полугрубошерстного типа превосходят грубошерстных по живой массе, настригу шерсти и её качественным показателям. Этот фактор, по мнению ученого, указывает на целесообразность создания в грубошерстной андийской породе овец полугрубошерстного типа.
Словом, несмотря на почтенный возраст, Ханмагомед Ханмагомедович с бодрым оптимизмом продолжает поиск новых знаний в животноводстве. Аксакал дагестанской аграрной науки считает, что человек, каким бы общественно полезным делом ни занимался, должен стараться максимально направлять багаж своих возможностей и способностей на практикуемое занятие. Тогда признание и результат непременно придут.