Сетевое издание «Дагестанская правда»

15:00 | 01 декабря, Чт

Махачкала

Weather Icon

Курс взят верный

A- A+

Махачкалинский морской торговый порт, занимая выгодное положение – стоит на пересечении издавна существующих транспортных маршрутов, обладает достаточно развитой инфраструктурой. Уже сегодня, выступая в качестве одной из основных составляющих транспортировки генеральных грузов, каспийской нефти и нефтепродуктов из Ирана, Казахстана и Туркменистана, он приобретает особую важность для России.

За прошедший 2012 год объем перевалки грузов в Махачкалинском морском торговом порту достиг 6044,5 тыс. тонн, что на 12,6% больше, чем за 2011 год (для сравнения, в общем по России – 5,6%). Из общего объема перевалки сухогрузы составили 770 тыс. тонн, наливные грузы – 5275 тыс. тонн.

Основной рост объемов произошел за счет увеличения объемов перевалки нефти сырой (на 11,5%), зерна (более чем 2,5 раза) и цемента (почти в 10 раз). В номенклатуре грузов, перерабатываемых в порту, прочно закрепились такие виды грузов, как цемент в биг-бегах, минеральный грунт, плитка, гранит.

Несмотря на общий рост грузооборота и увеличение перевалки сухогрузов (более 20%, по сравнению с 2011 годом), в последние годы отмечается общее снижение объемов перевалки генеральных грузов. Такая тенденция наблюдается не только в порту Махачкалы, но и в других портах Каспийского моря (Оля, Астрахань). Чем можно объяснить это несоответствие?

В первую очередь надо отметить значительное (более чем в 5 раз) падение объемов перевалки черных металлов,  в том числе из-за перевода направляемых в Иран грузопотоков в порт Актау за счет снижения Казахстанской железной дорогой тарифов на перевозку грузов по своей территории. Адекватных ответных мер (например, применение понижающих коэффициентов к транзитным грузам) по недопущению дальнейшего перераспределения грузовых потоков в иностранные порты соответствующими федеральными органами, руководством СКФО,  ОАО «РЖД» так и не было принято, несмотря на  инициативы и предложения руководства порта.

Нельзя также забывать и о продолжающейся политической и финансовой изоляции Ирана – стратегически важного партнера и основного грузополучателя идущих через Махачкалинский порт генеральных грузов. Применяемые к Ирану финансовые и другие санкции поставили рынок этой страны в тяжелое положение, заморозив активность субъектов экономических процессов.

Несмотря на все трудности, порт динамично развивается. Не вызывают сомнений перспективы развития порта, которые с точки зрения геополитической ситуации во многом связаны с возможностью использования транспортного потенциала республики в рамках транспортных коридоров, связывающих страны Каспийского региона с Европой. Развитие и модернизация морской портовой индустрии Махачкалы будут проходить на основе уже принятых и находящихся на стадии реализации программ с учетом перспективных грузопотоков исходя из планируемой  интеграции Российской Федерации в мировую систему грузовых перевозок.

На сегодняшний день порт находится на стадии реорганизации и уже вошел в конечную фазу подготовки к акционированию. В прошедшем году в Махачкале открылся филиал ФГУП «Росморпорт», которому будут переданы неподлежащие приватизации стратегические объекты, такие как судоходные каналы, системы безопасности, причалы, СУДС (система управления движением судов) и др. В частности, это означает, что будет решена проблема  проведения дноуглубительных работ. Заход традиционных для Каспия танкеров грузоподъемностью около 13 тыс. тонн до сих пор невозможен, в результате чего танкера заходят со значительным недогрузом. Не за горами то время, когда решится вопрос финансирования, и  указанные работы будут проведены.

Таким образом, порт сможет сконцентрироваться на коммерческой работе, привлечении дополнительных грузопотоков, реализации запланированных проектов совместно с инвесторами, совершенствовании погрузочно-разгрузочных работ, чтобы развиваться, зарабатывать и приносить пользу людям, своему региону, стране. В свою очередь это будет способствовать повышению конкурентоспособности порта, недопущению дальнейшего перераспределения грузовых потоков в иностранные порты, притоку денежных средств в регион, реализации заложенного в регионе экономического потенциала. Все это полностью соответствует вектору развития, взятого руководителем республики Р.Абдулатиповым.

Благодаря проведенной работе с 2012 года выпадающие объемы перевалки сухогрузов из порта Махачкалы на экспорт начали компенсироваться за счет импорта грузов из портов Ирана, в основном за счет цемента, плитки, гипса, мебели, ковров и др. Это дало возможность увеличить объемы перевалки сухих грузов в Махачкалинском порту почти на 20%, а по перевалке нефти и нефтепродуктов в 2012 году был установлен абсолютный максимум в 5,3 млн тонн. В Махачкалинском порту эта цифра никогда не превышала 4,9 млн тонн. Такая тенденция будет сохраняться и в этом, и в следующем, и в последующих годах.

Указанные результаты будут достигнуты за счет улучшения организации труда,  производственных и технологических процессов, за счет намечаемой в этом году перевалки цемента россыпью через порт Махачкалы, увеличения перевалки нефти.

Что же скрывается за этими фактами, цифрами и что они дают, к примеру, рядовому дагестанцу, сотруднику порта? В первую очередь это рост налогооблагаемой базы и увеличение платежей в бюджеты разного уровня. Проведена выплата большей части долгов, которыми печально прославился порт и которые еще пару лет назад чуть не потопили его. Кроме того, рост доходов позволил порту вовремя осуществлять ежемесячные платежи по всем налогам и обязательным платежам в бюджетные и внебюджетные фонды. Без задержки выплачивается зарплата, поощряются отличившиеся работники, ветераны, оказывается материальная помощь нуждающимся, увеличена зарплата работников, в том числе за счет премий к праздникам.

Надо отметить, что по итогам 2011 года некоторые аналитики скептически отнеслись к успехам Махачкалинского порта, вырвавшегося в лидеры по темпам роста среди портов не только Каспийского бассейна, но и в целом по России, считая рост показателей явлением временным, да еще на фоне падения грузооборота в прошлые годы. Но итоги прошедшего 2012 года уже не оставляют сомнения в правильности выбранного руководством порта курса: за неполные 2,5 года его грамотные действия привели к более чем 30% росту грузооборота и стабильности в работе портовых служб. Своей слаженной работой коллектив порта во главе с А.Т.Гаджиевым показал всем, что они здесь далеко не случайные люди.

Настоящим экзаменом на прочность стали аномальная февральская непогода и лютые морозы, которые практически парализовали на несколько недель даже южные, в том числе и черноморские порты России. Казалось бы, и наш незамерзающий порт все-таки уступил зиме — акватория порта была полностью покрыта толстым слоем льда до самого горизонта. Но и это испытание благодаря своевременно принятым мерам, слаженной и самоотверженной работе коллектива порта было преодолено с успехом. Помимо основной работы и трудностей, связанных с непогодой, портовому буксиру и его экипажу пришлось принять непосредственное участие в ликвидации пожара на стоявшем на рейде в открытом море теплоходе «Инженер Назаров», первыми придя на помощь. Порт продолжал работать, подтверждая статус незамерзающего, несмотря на пессимистические прогнозы, а груженые корабли продолжали заходить и выходить из гавани. Но не только корабли смогли тогда найти там безопасность и укрытие от непогоды. Приятным сюрпризом стали и пеликаны, неожиданно поселившиеся здесь. Взглянуть на них и покормить с рук приходили целыми семьями. Надеемся, что гостеприимный порт всегда будет в состоянии оправдать возлагаемые на него надежды, предоставляя свою помощь и услуги тем, кому они необходимы.

 

 

 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»

  • Ипотека и строительство: непропорциональные реалии 

    Не всегда общероссийские тренды соотносятся с реалиями Дагестана. К примеру, если по всей стране ипотека...

    13

    7 часов назад

  • Нацпроекты в РД

    Миллиарды на чистоту 

    До настоящего времени Дагестану без разрешения проблем с размещением и утилизацией отходов можно было...

    28

    1 день назад

  • Правила для животноводов 

    Минсельхозом России утверждены требования к видам племенных хозяйств которые вступают в силу с 1 марта 2023...

    93

    1 день назад

  • Горная элегия 

    В Филиппинах есть древнейшие террасные поля, засеваемые рисом. В конце прошлого века эти поля внесли в список...

    12

    2 дня назад

  • Молодо, да не зелено 

    В преддверии 100-летнего юбилея «Дагвино» «ДП» публикует серию материалов о производителях винограда и вина....

    154

    2 дня назад

  • АПК

    Взращивать специалистов 

    Минсельхозпрод РД предлагает в зоне размещения аграрных колледжей определить базовые хозяйства, лидеров...

    20

    5 дней назад