Лиха беда начало
От полемики последних лет о необходимости наращивать в республике выработку электроэнергии перешли к непосредственной реализации проектов. Дело в том, что потребление электроэнергии у нас из года в год растёт, а выработка ГЭС, входящих в состав Дагестанского филиала РусГидро, падает.
Так, по данным системного оператора ЕЭС, в мае текущего года энергопотребление в республике увеличилось почти на 27 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За пять месяцев показатель вырос в годовом выражении на 17 %. При этом электростанции в прошлом месяце выработали 465,9 млн киловатт-часов, что на 17,6 % меньше мая 2021 года.
Снижение водности горных рек, особенности эксплуатации электростанций Дагестана, работа в пиковом режиме, в частности Чиркейской ГЭС, да и тот факт, что после сдачи в эксплуатацию Ирганайской ГЭС компания РусГидро ничего в регионе масштабного не построила – лишь видимое объяснение дефицита электроэнергии.
Инициативу в наращивании энергетических мощностей Дагестана перехватили у главного гидростроителя страны частные компании. Они, конечно же, помельче, но, выходит, динамичнее и более гибкие в подходах и методах выбора не только источников энергии, но и в вопросах финансирования своих проектов.
Упор в выборе генерации они сделали на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). До 2025 года, согласно инвестиционной программе Дагестана, будет построено 7 новых объектов генерации, что, конечно же, немало.
В строительство СЭС мощностью 15 МВт, которое началось в Южно-Сухокумске в июне прошлого года, будет вложено более 1 млрд рублей частных инвестиций. И уже скоро эту первую крупную солнечную электростанцию в республике введут в эксплуатацию, а за ней последуют остальные.
На заседании кабинета министров Дагестана в июне министр энергетики и тарифов РД Ризван Мурадов, рассказывая о планах развития ВИЭ, отметил, что впервые удалось сформировать масштабную инвестиционную программу по строительству новых объектов генерации возобновляемых источников энергии мощностью 256 МВт. Речь о ветроэлектрических, солнечных и малых гидростанциях общим объёмом инвестиций более 26 млрд рублей, которые планируется построить до 2025 года.
«Появление новых объектов возобновляемой энергетики будет способствовать повышению надёжности электроснабжения, созданию дополнительных рабочих мест. Важно, что строительство новых объектов не создаст дополнительной тарифной нагрузки на население. Напротив, реализация проектов будет способствовать повышению качества энергоснабжения, а также даст возможность трудоустройства населения и формирования значительных налоговых доходов в региональный бюджет – ожидаемое его пополнение может составить 250 млн рублей ежегодно», – подчеркнул Мурадов.
Выбор в пользу крупных проектов на горных реках Аварское Койсу и Самур оправдан тем, что, помимо непосредственного строительства ГЭС, подобные проекты тянут за собой развитие целого ряда отраслей экономики
На заседании было отмечено, что подбор площадок для реализации проектов ВИЭ проводится с учётом интересов в равномерном распределении генерации на всей территории Дагестана и будет осуществляться за счёт частных источников финансирования компаний. Помимо Южно-Сухокумской солнечной электростанции, строительство которой инвестирует группа компаний «Хевел», ООО «ЮнигринПауэр» (принадлежит ООО «ЮнигринЭнерджи»), планируется строительство СЭС мощностью 60 МВт на территории Ногайского района. На юге республики компания «Солар Системс» намерена реализовать инвестиционный проект Дербентской солнечной электростанции мощностью 100 МВт с вводом в эксплуатацию в 2023 году. На территории Новолакского района (Новострой) запланирован инвестиционный проект по строительству Махачкалинской ветряной электростанции общей мощностью 12,5 МВт ООО «Махачкалинская ВЭС» (дочерняя компания ООО «ЭкоЭнерджи»). Также ООО «ГидроЭнерджи» (дочерняя компания ООО «ЭкоЭнерджи») возьмётся за проект строительства 6 малых ГЭС.
Учитывая мировой тренд на «зелёную энергетику», строительство ВИЭ в Дагестане отвечает требованиям времени. Диверсификация энергетики вполне оправдана и с точки зрения энергетической безопасности, однако, по мнению отдельных экспертов, Дагестану следует прежде всего более полно использовать гидроэнергетический потенциал горных рек.
В этом плане существуют диаметрально противоположные воззрения на стратегию и тактику дальнейшего эффективного освоения этих ресурсов. Так, к примеру, президент Корпорации промышленников и предпринимателей «Ватан» Гаджи Гаджиев настаивает на необходимости создания условий для частных инвестиций в строительство мини- и малых ГЭС. Для этого, по его мнению, необходимо законодательно разрешить доступ выработанной на частных мини-ГЭС электроэнергии на локальные рынки сбыта. Гаджи Гаджиев уверен, что подобный подход приведёт к массовому строительству объектов генерации на наших горных реках и станет мощным импульсом развития экономики и АПК горных территорий.
Иная позиция у главного эксперта филиала ОАО «РусГидро» — «Дагестанский филиал», к. т. н. Кафара Магомедова, считающего, что строительство ВИЭ, малых ГЭС, тем более мини-станций – мало рентабельное занятие в сравнении с крупными гидроэнергетическими объектами, подобно Ирганайской ГЭС мощностью 400 мВт.
По его мнению, выбор в пользу крупных проектов на горных реках Аварское Койсу и Самур оправдан тем, что, помимо непосредственного строительства ГЭС, подобные проекты тянут за собой развитие целого ряда отраслей экономики. Также развивается социальная, транспортная, коммунальная инфраструктуры горных муниципальных образований, они же способны привлечь туда в том числе частные инвестиции. Как считает Кафар Магомедов, имея все возможности для реализации подобных проектов, компания РусГидро воздерживается от этого в силу целого ряда причин. Разрешить ситуацию, по его мнению, может политическая воля руководства Дагестана в лоббировании подобных масштабных и значимых для республики проектов.
Что по мне, то эти позиции отражают две стороны одной монеты. И то, что сейчас от слов о необходимости реализации гидропотенциала нашего региона наконец переходят к делу, может если не сблизить их, то как минимум быть использовано при принятии того или иного решения.