Купить PDF-версию
13:24 | 24 июня, Вт
Махачкала
X
08:12 07.05.2008

Малый и средний бизнес: перспективы развития

О том, в каком направлении должна двигаться республика в ближайшем будущем, ученые сегодня спорят много. Предлагаются сотни программ, называются ключевые секторы экономики, промышленности, сельского хозяйства, на которые нужно в первую очередь делать ставку. Но если исходить из реальных возможностей дотационного региона, то в первую очередь обращаешь взор на тот самый малый и средний бизнес, за счет которого возможен и приток средств в бюджет республики, и создание среднего класса - основы любого государства. Но для продвижения малого бизнеса на рынке труда должны быть созданы соответствующие условия. На это направлена и «Стратегия - 2020», разрабатываемая в нашей республике. Так каково же положение малого и среднего бизнеса в Центре и, в частности, в Дагестане? Можно ли надеяться на его успешное развитие? Об этом мы беседуем с доктором экономических наук, профессором ДГУ, членом Экономического совета при Президенте РД Алклычем АЛКЛЫЧЕВЫМ.

— Алклыч Магомедович, почти год назад, 24 июля 2007 года, Президент РФ подписал Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Он пришел на смену действующему ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 1995 года, в который вносились изменения ещё в 1998 и 2002 годах. Какие изменения внесены в новую редакцию этого закона, и как они должны отразиться на деятельности субъектов малого бизнеса?

— Прежде всего надо отметить, что Россия в ближайшее время готовится к вступлению в ВТО. Поэтому остро встает вопрос унификации положения малого предпринимательства РФ под европейские стандарты. Ранее, согласно российскому законодательству, малое предприятие нельзя было зарегистрировать как какую-либо организационно-правовую форму. И чтобы получить статус малого предприятия, необходимо было соответствовать критериям, определяемым Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Согласно прежнему закону к малому бизнесу относились коммерческие организации, где средняя численность работников за отчетный период не превышала определенных лимитов. При этом под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия, принадлежащая государству (Российской Федерации или ее субъектам), общественным и религиозным организациям, благотворительным фондам, юридическим лицам, не являющимся представителями малого предпринимательства, не должна была превышать 25%. Субъектами малого бизнеса признавались также частные лица, которые занимались предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Если предприятие в определенный момент переставало соответствовать вышеприведённым критериям, оно автоматически лишалось статуса малого.

Основные изменения в новом законе связаны в первую очередь с выделением не только сектора малого предпринимательства, но и с включением в него уровня среднего предпринимательства. По европейским нормам малый и средний бизнес делится на три подуровня: малые фирмы с численностью до 15 человек персонала, малый бизнес — до 100 человек и средний — до 250. Другим основным критерием для определения малого бизнеса служит оборот, что отражает существенное увеличение доли малого и среднего предпринимательства в отечественном валовом внутреннем и региональном продуктах. Соответственно можно выделить три основные позиции нового закона, которые должны существенно «облегчить жизнь» малому бизнесу: 1) определение малого и среднего бизнеса; 2) формирование системы преференций и льгот, в том числе в налоговой сфере и при предоставлении помещений; 3) декларирование принципа равноправия субъектов малого предпринимательства при доступе к имеющимся ресурсам.

С другой стороны — возникает ощущение, что государственные органы сбрасывают с себя материальные обязательства по поддержке малых и средних предприятий, оставляя при этом за собой лишь функции контроля.

— А как обстоит ситуация с малым бизнесом непосредственно в Дагестане? С какими трудностями сталкиваются малые и средние предприятия сегодня? 

-Структура малого и среднего бизнеса в республике далека от совершенства. В основном он сконцентрирован в торговле и сфере услуг. Таким образом, производственная стезя даже для желающих ступить на нее оказывается малодоступной. Приобретение оборудования и аренда помещений требуют серьёзного стартового капитала. Заемные же средства должны быть дешевыми и долгосрочными. Да где ж их взять? Банки до последнего времени предпочитали работать с крупными клиентами. И кредиты предоставляют они малому предпринимательству в основном краткосрочные.

На Западе же работа с небольшими предприятиями считается обычной банковской практикой, поскольку именно малые и средние предприятия составляют социально-экономическую основу роста экономики этих стран. Там малые предприятия способны оперативно реагировать на изменения рыночных условий, быть гибкими, изобретая новые технологии развития предпринимательской деятельности, и создавать дополнительные рабочие места. Нам об этом приходится пока лишь мечтать. Выдавать ссуды малому бизнесу наши банки отказываются еще и по той причине, что тогда они будут вынуждены формировать резервы на возможные потери по ссудам, как требует ЦБ РФ. Размер резервов, в первую очередь, зависит от финансового состояния заемщика, то есть рентабельности и устойчивости его бизнеса.

А какие гарантии могут представить предприниматели в условиях нашей инфляционной экономики? Финансирование не предоставляется также из-за больших расходов на проверку каждого клиента: у банка всегда должна быть уверенность, что бизнес окажется успешным. Думаю, банкирам пора пересмотреть условия сотрудничества с малыми предпринимателями. Тем более, что завтра и перед отечественными банками (а в РД это в основном мелкие и средние банки) встанет аналогичная проблема — необходимость «наращивания» конкурентоспособности в условиях относительно открытых (после вступления РФ в ВТО) рынков.

— А что предпринимает Правительство РД по поддержанию малого бизнеса?
— Вообще-то раз принят Закон на федеральном уровне, то и ждать основной помощи малому бизнесу надо бы из Центра. На последнем заседании Экономического совета при Президенте РД председатель Комитета Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка сказал, что в настоящее время по поручению Президента России Минэкономразвития РФ разработало комплекс мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, в том числе по устранению избыточных административных ограничений, обеспечению равных возможностей доступа к ресурсам субъектов естественных монополий, совершенствованию налогообложения малого предпринимательства. Здесь надо отметить, что у зарубежного малого бизнеса изначально более выгодные условия работы. Так, например, в Китае налоговые каникулы для малых предприятий предоставляются на 3-5 лет, кроме того, они освобождаются от платы за использование государственного и муниципального имущества. В Турции налог с оборота составляет 5-6%, а в России — 15%.

Что касается регионального уровня, то здесь выстраивается определенная система взаимодействия органов власти с предпринимателями. Эти функции на себя взяли Советы по малому предпринимательству, созданные при администрациях муниципальных образований, Торгово-промышленная палата республики, отраслевые общественные объединения предпринимателей. Формируется инфраструктура поддержки малого бизнеса — при Дагестанском республиканском центре развития предпринимательства созданы маркетинговый, учетный, консалтинговый, рекрутинговый, оценочный, рекламный, кадровый, проектный центры, центры правовых услуг и интернет-технологий. Созданы и развиваются различные объединения предпринимателей по профессиональной направленности в виде ассоциаций, союзов и гильдий.

В 2006-2007 гг. республика приняла участие в проводимых Минэкономразвития РФ конкурсах, и получены субсидии в сумме 30 835 000 руб. на создание объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса — бизнес-инкубатора и на поддержку программы. Начинающим предпринимателям можно получить место в бизнес-инкубаторе, где им предоставят на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, оборудование, а также окажут целый спектр услуг — секретарских, бухгалтерских, юридических, помощь в получении финансовых средств на развитие дела и выход на рынок. На базе одного из них планируется организация Центра инновационных технологий.

В 2006-2007 годах было проведено более 20 семинаров для предпринимательских структур 7 городов и 17 районов по различным вопросам осуществления предпринимательской деятельности, повышающих уровень их правовой грамотности, в которых приняло участие свыше 1000 предпринимателей. Таким образом, очевидно, что реальный экономический потенциал малого предпринимательства далеко не исчерпан. Малый бизнес республики может и должен давать, по расчетам статистических органов, не менее половины валового регионального продукта.

Вместе с тем следует отметить, что доля расходов на поддержку и развитие малого предпринимательства в консолидированном бюджете РД в 2007 году составила менее 0,1%. Финансовые средства, закладываемые в бюджете республики, являются совершенно недостаточными. На поддержку малого бизнеса в 2008 году выделено всего 11 млн. рублей, что составляет лишь 29,4% от суммы, полученной в прошлом году (37,43 млн. рублей). Для сравнения: в 2007 году Адыгея выделила малому бизнесу 20 млн. рублей, Чеченская Республика — 58 млн. рублей, Кабардино-Балкария -73 млн. рублей, Ростовская область — 107 млн. рублей!

А ведь вклад малого предпринимательства в экономику территорий в значительной степени зависит от условий, которые созданы для его развития на региональном и муниципальном уровнях.
В то же время внушает оптимизм то, что законопроект, связанный с проверками малых предприятий, уже разработан, и ожидается его принятие Государственной Думой уже во время весенней сессии. Перечень сертификации видов продукции, лицензируемых видов деятельности будет сокращен, предполагается упрощение процедуры регистрации предпринимателя.

Будем надеяться, что все эти нововведения выведут многие малые и средние предприятия, индивидуальных предпринимателей «из тени». Ведь по самым скромным подсчетам, в республике более 70% малого бизнеса (с учётом индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица) находится в «тени».

Статьи из «Экономика»

Без мирной жизни не будет развития

7
Очередной международный экономический форум,...

Идеи и воплощения

32
В школе учителя и сверстники прочили ему будущее в поэзии и литературе. Прекрасно сочинял...

А ЗОЖ и ныне там

12
Аббревиатура, вынесенная в заголовок, подразумевает не то, о чём мог подумать читатель. В...

Магнит для инвестиций

11
На фоне продолжающихся глобальных экономических дискуссий, связанных с инфляцией и...

Системные успехи

10
Нынешний год обещает стать годом значительных преобразований для транспортной...

В ожидании «пленарки»

6
В Санкт-Петербурге продолжает свою работу международный экономический форум. Сегодня...

Тарифы ЖКХ: рост неизбежен, но…

24
С первого июля кошельки жителей Дагестана ощутят плановое повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Эта новость,...

День первый: встречи, переговоры

10
Вчера в Северной столице стартовал Петербургский...

Тариф «Всё выключено»

13
На фоне глобальных проблем со столичным ЖКХ заявление о том, что Махачкала вошла в пятерку...

Промышленный ренессанс

10
Дагестан стремительно движется вперед, наращивая темпы и открывая новые горизонты. В центре...

Реновация как ответ на хаос самостроя

37
Стремительный строительный бум в Дагестане...

Гектары гордости

12
Современное садоводство не может развиваться без агротехнологического и...