Мост дружбы
В начале февраля в рамках рабочего визита в Дагестан министр экономического развития РФ Максим Орешкин вместе с министром экономики Азербайджана Шахином Мустафаевым и Главой Дагестана Владимиром Васильевым осмотрели многосторонний автомобильный пункт пропуска Яраг-Казмаляр, где ознакомились с его деятельностью. Федеральный министр проинспектировал и ход строительства трансграничного автомобильного моста на границе России с Азербайджаном.
Как уже сообщала «Дагестанская правда», глава Минэкономразвития отметил, что объект будет иметь стратегически важное значение с учетом возрастающего объема грузоперевозок из Азербайджана и Ирана в Россию. Мы решили подробно рассказать о стройке, которую специалисты Упрдор «Каспий» характеризуют не иначе, как грандиозную.
Решение о строительстве нового автомобильного моста через реку Самур принято в соответствии с соглашением между правительствами двух соседних государств, подписанным 13 сентября 2013 года. Это был важный шаг к сближению двух стран в социально-экономическом поле. После этого шли необходимые процедуры согласования: подписание дополнительного протокола к соглашению, расчет стоимости строительных работ, прохождение госэкспертизы.
В частности, в августе 2017 года проект «Строительство автомобильного моста через р. Самур в районе пунктов пропуска Самур (Азербайджанская Республика) – Яраг-Казмаляр (Российская Федерация) через азербайджано-российскую государственную границу» получил положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» по технической части и по определению достоверности стоимости.
Новый мост будет возведен в 60 метрах от старого, введенного в эксплуатацию еще в 1957 году в составе комплекса Самурского гидроузла. За годы эксплуатации старый мост перестал соответствовать нормативным требованиям и обеспечивать пропускную способность, необходимую на столь важном стратегическом объекте. Ввиду того, что мост входит в состав ГТС, принято решение о строительстве отдельного автомобильного моста рядом с существующим. Это позволит сохранить целостность конструкции гидроузла и не затруднит его эксплуатацию.
Как сообщили «ДП» в Упрдоре «Каспий», стоимость проекта в соответствии с cоглашением определена на паритетной основе и составляет 1,288 млрд руб., то есть Российская Федерация компенсирует Азербайджану половину затрат на выполнение работ. Строительство же ведется азербайджанской стороной. Но контролю выполнения работ на каждом этапе уделяется большое внимание представителями обоих государств, что и подтверждает визит на объект главы российского Минэкономразвития. Более того, заказчиком работ по строительному контролю на объекте является подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий», в чьем ведомстве находятся все федеральные трассы Дагестана.
Спорные технические моменты присутствуют в любом крупном проекте на стадии согласования, говорят в Управлении. Однако сейчас важно, что проект воплощается в жизнь и совсем скоро жители обоих государств смогут оценить результаты усилий дорожных строителей.
На сегодняшний день готовность объекта составляет 59%, выполнено устройство всех опор моста, регуляционных сооружений на территории Азербайджана, ведутся работы по устройству арматурных каркасов на двух пролетных строениях и регуляционных сооружениях на российской территории.
Длина нового моста составит чуть более 325 метров, ширина – 17,3 метра. По завершении работ по нему будет организовано двухполосное движение автотранспорта с возможностью при необходимости выделить третью, реверсивную полосу движения в часы пик.
Технические характеристики моста будут соответствовать всем требованиям к допустимым нагрузкам на мостовые сооружения в обеих странах. Мостовой переход будет иметь правобережный и левобережный подходы общей протяженностью немногим более 487 метров: правобережный (со стороны Азербайджанской Республики) – около 109 м, левобережный (со стороны Российской Федерации) – порядка 379 м. Для организации движения пешеходов запроектированы тротуары: с левой стороны шириной в 3,75 м, с правой стороны – в качестве служебного тротуара шириной в 0,75 м.
В настоящее время согласно государственному контракту по заказу подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» ведется строительство автомобильного подхода к мостовому переходу через реку Самур на российской стороне.
После завершения работ на подходе параметры автомобильной дороги на данном участке будут соответствовать II технической категории с организацией от 2 до 4 полос движения. Верхний слой покрытия дорожной одежды будет выполнен из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси, положительно зарекомендовавшей себя на дорогах республики.
Для повышения безопасности дорожного движения на участке дороги будет организовано искусственное электроосвещение и построен надземный пешеходный переход. Общая длина пешеходного перехода с учетом лестничных сходов составит около 80 метров. Кроме того, для обеспечения перемещения маломобильных групп граждан сооружение будет оборудовано лифтами.
Реализация совместного проекта по строительству моста через реку Самур представляет собой стратегически важную составляющую делового сотрудничества и взаимодействия двух соседних стран – России и Азербайджана. Строительство нового моста позволит обеспечить надежное и стабильное круглогодичное транспортное сообщение, сохранить и развить исторически сложившиеся этнические, родственные, гуманитарные и хозяйственные связи между гражданами Азербайджанской Республики и Российской Федерации.
Кроме того, строительство моста будет содействовать дальнейшему развитию дружественных отношений между двумя государствами и создаст более благоприятные условия для развития взаимного обмена и торгово-экономических связей, увеличит пропускную способность на данном участке автотрассы. Новый мост через реку Самур, который соединит берега двух государств, будет соответствовать современным требованиям по расчетным нагрузкам.
– Строительство мостового перехода с подходами планируем завершить к осени – в октябре текущего года, – сообщил начальник ФКУ Упрдор «Каспий» Сергей Улеев. – Если сейчас, по статистическим данным, мост через реку Самур и пропускной пункт ежедневно обеспечивают поток автомобильного транспорта в более чем 500 единиц, то после введения объекта в эксплуатацию и реконструкции пункта пропуска эта цифра может увеличиться в несколько раз. Кроме того, будут созданы все условия для безопасного и комфортного перемещения пешеходов. Строительство проводится согласно графику, поэтому надеемся, что уже в этом году сообщение с Азербайджаном перейдет на качественно новый уровень.