Наш кутум вкуснее!
Кизлярский район для многих из нас стойко ассоциируется с рыбным раем. Лично я бываю здесь нечасто, и мне как редкому гостю кажется, что проблем у рыбаков совсем нет. Сплошная романтика: вышел в море, поймал рыбку. Мечта. Но это только кажется, что трава в чужом огороде зеленее. Проблем, как и в любой отрасли, в рыболовецкой тоже хватает. Но с недавних пор о них заговорили на республиканском уровне.
– Знаете, как мы обрадовались, что с приходом Сергея Меликова в республике создан Комитет по рыбному хозяйству РД. Да, раньше при Минприроды был специальный отдел, но масштабы другие, помощь по остаточному принципу, – говорят бывалые рыбаки. – А теперь мы – один из полноправных секторов развития республики.
И появляются рыбоперерабатывающие предприятия с хорошими мощностями. В частности, ИП «Мустафаев», на котором мы побывали, впечатлились и спешим вам о нем рассказать.
Встретила нас технолог предприятия Ольга Шевченко. Именно под ее чутким руководством коптится, вялится и засаливается огромное количество нашей каспийской рыбы. Одной каспийской кильки предприятие поставляет на российский рынок до 40 тонн. Этот пилотный проект был запущен в 2022 году при активной помощи руководителя Комитета по рыбному хозяйству Хадижат Шамхаловой.
– Хадижат Магарамовна не просто помогла, она практически сопровождает наш проект с самого начала, – рассказывает Ольга. – Мы ей очень благодарны за это. Открытие проекта она отстаивала в высоких кабинетах и доказала его целесообразность. Задумка получила одобрение, и теперь мы плотно работаем над тем, чтобы наша местная рыбка заняла достойную нишу на республиканском рынке. Согласитесь, обидно жить у моря и есть мороженую какую-нибудь дораду, например. А сегодня мы перерабатываем до 5 тысяч тонн частиковых.
Вобла, лещ, чухонь, сазан, жерех, густара и кутум. Часть рыбы реализуется в свежем виде. Все остальное идет на переработку. Процесс вяления достаточно долгий. Засолка в бочках. Потом сушка. Зато при этом сохраняются полезные свойства морской рыбы. Уже через полгода эта продукция будет реализовываться в торговых центрах республики и за ее пределами.
Ольга Георгиевна провела нас по цехам. Вот огромные камеры, где «доходят» до идеального состояния вяленые кутумчики. А тут интересные станки, где рыбка превращается в соломку. Проходим дальше – две женщины очень споро пересыпают специальной морской солью свежую воблу. А рядом сазана разделывают на стейки.
– У нас в цехах задействовано 6 человек. И за день мы можем тонну помыть, посолить и перебрать, – с гордостью говорит Ольга.
В тот день, когда нам посчастливилось побывать на производстве, работа просто «горела». Привезли 15 (!) тонн кильки, которую нужно было переработать. «Успеваем везде», – смеются девочки-работницы.
Сухую воблу, леща, жерех и кутум, а также кильку свежемороженую поставляют не только на стол дагестанцев, но и за пределы республики.
Много интересного увидели в этот день. Очень впечатлил ледогенератор, который производит чешуйчатый лед для охлаждения рыбы. А в камере шоковой заморозки с температурой минус 20 градусов я на минутку почувствовала всю прелесть крещенских морозов.
Производство только развивается, расширяется. Строятся новые цеха, хранилища. Планируется открыть консервный цех. Для сезонных рабочих – а их до 30 человек – строятся душевые, столовая.
– Все это не было бы возможным без субсидий, которые нам представляет Правительство республики, без поддержки главы района Акима Микирова и, еще раз повторюсь, без помощи Комитета по рыбному хозяйству в лице Хадижат Шамхаловой, которая горой стоит за развитие инвестиционных проектов в рыбной отрасли, – повторяет Ольга Шевченко.
…Еду назад в Махачкалу, и еще долго меня преследуют вкусные запахи копчёной рыбки. Теперь я твердо знаю, что любимый кутум буду покупать не астраханский, а наш – кизлярский!