Добрые воспоминания
В пучине благодатного и трудоемкого сельскохозяйственного мира ковалось мировоззрение труда и еды. С сегодняшней зрелой позиции даже немного завидую тогдашнему своему щедрому рациону, который состоял из настоящих в экологическом и питательном отношении продуктов. Откровенно говоря, по прибытии в город уже в юном возрасте человеку, выросшему на парном молоке, простокваше, мясном бульоне и кураговом компоте, дико было довольствоваться одним бездушным, по сути своей, напитком – городским чаем.
Перебирая в памяти события давно минувших дней, вспоминается придомовой сад, где в урожайный период фактически не оставалось ветки, которой бы не касалась моя рука. Раньше всех зацветали косточковые деревья, наиболее интересные в потребительском отношении, и всегда присутствовала тревога за урожай ввиду частых в горной местности возвратных заморозков. А вот благополучная весенняя погода предрекала о скором фруктово-ягодном плясе. Первыми мы, сельская детвора, дегустировали еще недозревшие абрикосы с молочной косточкой, и в этом весеннем хрусте с кислинкой было что-то специфическое, заманчивое.
Конечно, не одним абрикосом жил сад. Там ютились яблоки с грушей, наряжалась в мундир слива, прятался в скорлупе орех. Было чем поживиться и на открытых пространствах, которые постоянно бронировала клубника. Томительным было ожидание урожая солнечной ягоды, которая дозревала только в сентябре. Первыми же поспевали вишня и черешня, и помню, как набив ими карманы, в веселом духе частенько направлялся к студеной горной речке за водными процедурами и солнечными ваннами.
Сезон абрикоса начинался в июле. В благополучные в погодном отношении годы этого оранжевого объедения набиралось настолько много, что просто физически невозможно было все съесть за недолгое урожайное время. Самые отборные плоды бережно срывались с ветки и становились домашним компотом. Значительная же часть урожая шла на сушку. И надо сказать, занятие это довольно нудное и многочасовое, когда монотонно, плод за плодом, приходится раскрывать по шву, отделять косточку и раскладывать на подносе, коим в моей практике обычно служила картонка от какой-нибудь коробки. Между делом отдельные экземпляры систематически перенаправлялись в пищеварительный тракт.
Потом многочисленные картонные листы с абрикосовыми половинками выносились на солнце, как правило, их раскладывают на крышах различных строений. От непогоды зреющую курагу защищали обычной клеёнкой. Основная задача сушки заключалась в сохранении вкуса лета для нужд холодного времени года. И не было в том занятии предпринимательского интереса, курагой просто пополняли семейные закрома. Сегодня же, в век воротил, многое в сельхозделах теряет свою естественную размеренность. Как всё и вся вокруг, отрасль тоже стремится к интенсификации, в том числе некоторые в изготовлении кураги прибегают к помощи электросушилок.
Из реалий настоящего
Надо заметить, что во многих горных территориях Дагестана абрикос еще продолжает быть символом труда и благополучия, в том числе здравствует добрая традиция сушки плодов на солнце. В подтверждение сказанному начальник Управления сельского хозяйства Гумбетовского района Магомед Абдулхалимов (на снимке) выслал актуальные фото, отражающие сегодняшние абрикосовые будни. Говорит, что оранжевый урожай в нынешнем году вышел хороший, да и цена реализации соответствует ожиданиям садоводов.
К слову, в Гумбетовском районе многие заинтересованы в обновлении и расширении своих многолетних насаждений. Оптимизм в садовом направлении крепнет, если принимать во внимание еще возобновление работы фруктово-консервного завода в селе Чирката. Это благородное дело оживил инвестор, который несколькими годами ранее реанимировал Кикукунинский консервный завод.
Обширными площадями абрикоса располагает еще Ботлихский район, к тому же здесь надежным другом садоводов на протяжении многих лет оставался местный консервный завод, где из этого янтарного фрукта производили соки и нектары. В трудовых традициях жителей Гергебильского, Унцукульского, Гунибского, Шамильского и некоторых других районов существенная доля приходится тоже на абрикосовые дела. Вообще в Дагестане наиболее благоприятными для возделывания абрикоса считают центральную предгорную и горно-долинную плодоводческие подзоны. Основные площади данной культуры сосредоточены в 11 муниципальных районах, из которых 8 районов расположены в горной зоне республики.
Согласно наблюдениям ученых, у нас выявлены десятки местных, аборигенных форм абрикоса. Основной же ассортимент дагестанских абрикосовых садов представлен сортами народной селекции (Хекобарш, Шиндахлан, Хонобах), а также селекции дагестанских ученых (Тамаша, Уздень, Дженгутаевский, Эсделик, Унцукульский поздний). Распространены также представители европейской (Краснощекий) и ирано-кавказской (Шалах) группы сортов.
По данным Минсельхозпрода РД, всего в Дагестане порядка 3,8 тысячи гектаров абрикосовых садов, в разные годы валовой сбор колеблется на уровне 30–35 тысяч тонн. Значительная часть урожая традиционно уходит в дальний путь, в крупные города страны. В прошедшем году у нас выращено около 35 тыс. тонн абрикоса, из которых более 15 тысяч реализовано внутри республики и 14 тысяч вывезено за пределы нашего региона. Также в том году переработано 1,8 тыс. тонн абрикоса, еще 4,2 тыс. тонн ушло на курагу.
По оперативным сводкам министерства на 4 июля, в Дагестане пока собрано более 3 тысяч тонн абрикоса. По словам специалистов, весенние капризы погоды внесли определенные коррективы в урожайные планы, вал в текущем году ожидают ниже среднегодовых показателей. В любом случае, дагестанский абрикос налился, и у любителей этого оранжевого объедения есть возможность им полакомиться. Тем более и цена на него вполне посильная для рядового покупателя.