За качество отвечаем?
Столько разнообразных названий заправок, как в Дагестане, наверное, нет ни в одном другом регионе, так еще и известные бренды переделывают на свой лад. Но на это уже никто не обращает внимания. Обычно методом проб и ошибок, а чаще по совету друзей или таксистов узнаешь, что есть такая-то заправка, на которой бензин получше и газ с хорошей плотностью, без присадок.
Но ведь не всегда есть возможность заправиться там, где советуют. Бензин или газ на исходе, и ты заполняешь бак, где придется. Бывает, зальешь бензин, и тебе хватает его на 3–4 дня, а иногда то же количество улетучивается уже через сутки.
«Это все из-за примесей в топливе, – говорит заправщик Ахмед. – Чтобы октановое число повысить, добавляют различные химикаты. Бензин может быть 86-й, а доводят его до 92-го». Кстати, некоторые присадки довольно опасны. Выхлопы такого комбинированного бензина на порядок вреднее и токсичнее, а многие добавки и вовсе запрещены в России, например тетраэтилсвинец.
Редакция газеты «Дагестанская правда» еще в конце мая отправила запрос в Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора и ряд других ведомств по вопросу проверки качества бензина на предмет его соответствия экологическим требованиям, но пока ответ так и не получили. Статью было решено придержать и дождаться ответа хотя бы от одной ответственной организации.
Уже в конце июня нам ответили из Южного межрегионального территориального управления Росстандарта. Если кратко, то в ответе было сказано, что организация проверяет бензин на наличие вредных примесей, но вопросы о вредных выхлопах не в их компетенции. В такой совершенно непонятной ситуации, когда за отвратительное качество бензина никто не отвечает, неудивительно, что виноватых не найти. Но топливо при этом продолжает только ухудшаться, влияя на экологию и здоровье людей.
Известных сетевых компаний в республике пока нет, хотя у них контроль качества, конечно, намного выше, да и цены стабильнее. Стоимость же на дагестанские ГСМ – тема отдельная, она даже поднималась руководителем республики Сергеем Меликовым. Еще в феврале он отметил, что на оптовых складах цены остались неизменными, но вот хозяевам заправок кажется, что цены на топливо как-то застоялись и их надо решительно поднимать. Таким образом они выросли в среднем на 2 рубля на бензин. Но вот о качестве топлива хозяева заправок не очень пекутся, хотя есть и добросовестные предприниматели. Можно ли утверждать, что там, где дороже топливо, оно намного качественнее?
Вопрос о системной проверке появился не сегодня, и решение имеется. Как пояснили в Министерстве энергетики РД, неоднократные проверки, проводимые Росстандартом России в отношении заправок, выявляли факты несоответствия дизельного топлива и бензина автомобильного обязательным требованиям качества технического регламента Таможенного союза.
Но чтобы осуществлять системный контроль качества ввозимого топлива, нет самого главного – комплексной лаборатории (испытательного центра) для исследования качества реализуемых нефтепродуктов (моторного топлива) и природного газа. Как пояснили в ведомстве, данные исследования на сегодняшний день проводятся в Ставропольском и Краснодарском краях. В связи с этим Правительство Республики Дагестан прорабатывает вопрос создания указанной лаборатории с федеральными властями.
«Кроме того, легализации сектора горюче-смазочных материалов, увеличению качества реализуемого топлива может способствовать деятельность республиканской Ассоциации владельцев автозаправочных станций», – прокомментировали в Минэнерго РД.
Министерством совместно с ассоциацией разработан и направлен на согласование в заинтересованные ведомства проект меморандума об обеспечении совместной политики по противодействию незаконным действиям в сфере розничной торговли горюче-смазочными материалами в Республике Дагестан. Условиями меморандума предусмотрено, что каждый участник обязуется соблюдать требования ГОСТа к реализуемому моторному топливу.
Общественная организация, конечно, не в состоянии обязать соблюдать правила принятых стандартов, она может лишь предложить частникам быть добросовестными. Зайдя на сайт ассоциации, видишь, что нет ни одной жалобы или информации о каких-либо судебных делах. И это несмотря на то, что любой автолюбитель знает о невысоком качестве топлива в республике.
Возможно, люди просто не хотят связываться, зная, что как-то кардинально поменять ситуацию через общественную структуру вряд ли удастся. Остается надеяться, что упомянутая лаборатория все же появится в Дагестане, а владельцев заправок обяжут проходить соответствующий контроль на качество продаваемого топлива по требованию закона, а не по добровольному желанию.
P.S. Как уже было сказано, «Дагправда» подняла проблему качества ГСМ впервые еще три месяца назад, а совсем недавно врио Главы РД Сергей Меликов вновь затронул эту тему. Есть предложение пригласить сеть автозаправок «Газпрома», которые сами следят за качеством. Предполагается, что уже в 2022 году в республике появятся несколько таких заправок. Соглашение между Дагестаном и ООО «Газпром газомоторное топливо» было подписано в рамках Петербургского международного экономического форума. Документ предполагает сотрудничество региона и компании в части расширения использования природного газа в качестве моторного топлива.