Сетевое издание «Дагестанская правда»

12:55 | 05 декабря, Пн

Махачкала

Weather Icon

Последствия реформирования удручающие

A- A+

Сегодня, пожалуй, все – и жильцы многоквартирных домов, и высокопоставленные чиновники – едины во мнении о том, что двенадцатилетнее реформирование жилищно-коммунального хозяйства свелось лишь к бешеному росту тарифов и резкому снижению качества ЖКУ. Нынче никто толком не ответит, куда деваются многомиллиардные денежные средства, получаемые у жильцов за «оказание» жилищно-коммунальных услуг.

Три года назад все наконец поняли, что реформирование ни к каким позитивным результатам не приводит, кроме как к опустошению кошельков жильцов, и решили его «модернизировать». Как говорится, сказано — сделано. Была создана государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Нам с твердой уверенностью говорили о том, что решение о создании «Фонда содействия реформированию ЖКХ с кошельком в 250 миллиардов рублей может радикально поменять ситуацию в жилищно-коммунальном комплексе. Но с первых дней создания Фонда на пути получения принадлежащих регионам денежных средств искусственно выдвигали труднопреодолимые барьеры. Подумать только, нужно было составлять и представить в Госгоскорпорацию около двух тысяч всяких нужных и вовсе ненужных бумаг. Но основным условием получения выделенных для региона денежных средств из Фонда было создание собственников жилья – ТСЖ. Только организованные собственники в виде товариществ смогут получить эти денежные средства.

В действительности же все вышло наоборот. Многим фонд оказался кормушкой, из которой они получали незаконно миллионные денежные средства. Особенно в этом отличились руководители Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Себе они установили миллионные зарплаты. Пришлось вмешиваться Прокуратуре Российской Федерации для того, чтобы умерить волчий аппетит руководителей Государственной корпорации.

Урывали большие куски от государственного пирога и чиновники нашей республики – те, кто имел дело с использованием денежных средств из «Фонда содействия реформированию ЖКХ». Для них фонд также стал источником наживы и обогащения.

Так, в 2008 году для капитального ремонта многоквартирных домов и переселения жильцов из аварийного жилищного фонда было направлено 1,032 млрд. рублей. Было отремонтировано 309 домов общей площадью 864 тыс. квадратных метров жилья. В результате освоения выделенных финансовых средств из Фонда, республиканского и муниципальных бюджетов из 15 домов (125 квартир) с жилой площадью 6200 квадратных метров было переселено 384 человека. А в прошлом году из Фонда, республиканского и местных бюджетов на эти цели было выделено в 1,77 раза больше денежных средств – 1775 млн. рублей, в том числе из фонда – 1620 млн. рублей, что в два раза больше, чем за предыдущий год. И вот парадокс! Отремонтировали многоквартирные дома и переселили из ветхого жилья столько же, сколько за 2008 год. Как такое могло случиться?

Автор этих строк решил установить причины такого парадокса. Дело в том, что в других регионах Российской Федерации, которые получили денежные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселения жильцов из ветхого жилого фонда в расчете на один квадратный метр, тратили в два-три раза меньше средств, чем в нашей республике. Спрашивается, как говорится, где деньги, Зин? Вот таковы результаты капитального ремонта и переселения жильцов из ветхих и аварийных домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Почему руководство Государственной корпорации настаивает на создании ТСЖ и управляющих компаний для проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселение жильцов из ветхого жилого фонда? Возникает закономерный вопрос: оправдало или оправдают наши надежды создание этих структур? К сожалению, нет и еще раз нет!

Более 10 млн. квадратных метров жилого фонда в нашей республике требуют капремонта или вовсе сноса. До сих пор подразумевалось, что граждане, приватизировавшие квартиры, должны сами заботиться не только о текущем состоянии жилья, но и о капитальном ремонте. Однако, учитывая, что большая часть жилья построена, как говорится, при царе Горохе, капремонт осилить гражданам самим не под силу, государство выразило готовность принять участие в этом дорогостоящем деле, выделив 250 миллиардов рублей на ремонт и переселение. Главное условие — местные власти и сами граждане должны внести в капремонт свою долю. Из фонда содействия реформированию жилищного комхозяйства Дагестану выделяется 3,6 миллиарда рублей.

Пока точно не известно, какую сумму внесли жильцы, но по оценкам Минрегиона, она может колебаться от 5 до 20 процентов стоимости ремонта.

Но выдвигали одно принципиальное условие, предусмотренное в законопроекте о создании Фонда содействия: граждане — собственники жилья не могут принять участие в софинансировании капремонта лично. Они должны это сделать только через юридическое лицо — либо товарищество собственников жилья, либо управляющую домом компанию. Иных вариантов не дано.

Если бы деньги распределялись сегодня, то на них могли бы претендовать только около 20 процентов граждан. Столько собственников, по данным Минрегиона, определились с формой управления многоквартирным домом. При этом ТСЖ были созданы всего в семи процентах домов. Кстати, как ни странно, хуже всего здесь выглядят Москва и Московская область, а больше всего ТСЖ создано в Ростовской, Иркутской областях и Красноярском крае. Еще 13 процентов выбрали на общем собрании управляющую компанию. У нас, в Дагестане, в соответствии с законом создано небольшое количество ТСЖ. В ЖКХ по-прежнему бал правят начальники бывших ЖЭУ, окрестив их управляющими компаниями, а себя назвав генеральными директорами. Но от этого качество ЖКУ не улучшается.Если дело и дальше так пойдет, то владельцы обшарпанных квартир рискуют остаться за бортом реформы, их не допустят до дележки пряника в 500 миллиардов (по 250 миллиардов из федерального и региональных бюджетов). С трудом и грубым нарушением Закона создавались у нас, в районах и городах.

Правда, законодательство предусматривало, что если до 1 июля 2008 года собственники квартир не выберут форму управления домом, то это за них сделают муниципалитеты. Но время-то шло.

Руководители госпредприятий и сегодня в один голос утверждают, что появление Фонда содействия реформированию ЖКХ стало очень хорошим стимулом для того, чтобы люди перестали лежать на печи и начали наконец по-хозяйски относиться к своей собственности, создавая ТСЖ. Однако сложившуюся ситуацию нельзя объяснить только леностью и пассивностью жильцов многоквартирных домов. При создании ТСЖ люди сталкиваются с проблемами, от которых опускаются руки. Эти проблемы обсуждались на недавнем первом Всероссийском совещании по управлению многоквартирными домами товариществами собственников жилья. Его участники пришли к выводу, что Жилищный кодекс в этой части и ряд подзаконных актов требуют существенной корректировки. В противном случае граждане останутся один на один с неподъемной проблемой капремонта.

Что же необходимо изменить в законодательстве, чтобы создание ТСЖ и вся реформа ЖКХ пошли нормальными темпами?

Жилищный кодекс, действительно, нуждается в корректировке. Например, когда предлагается собранию собственников выбирать между ТСЖ и управляющей компанией, то возникает вопрос: а почему надо эти способы противопоставлять? Идеально, когда ТСЖ заключает договор с понравившейся ей управляющей компанией и следит через свое правление и ревизионную комиссию за правильным использованием средств, согласно утвержденному общим собранием бюджету, решает, возобновить ли на новый срок сотрудничество с этой компанией.

Еще одна серьезная проблема: если способ управления не выбран, то местное самоуправление обязано провести открытый конкурс по выбору управляющей компании для многоквартирного дома. Но местные органы самоуправления, невзирая на правительственное постановление о проведении открытых конкурсов, предпочитают проводить так называемые собрания собственников в форме заочного голосования, на которых проталкивают решение о заключении договора с «нужной» управляющей компанией. После этого местная власть отходит в сторону и ни за что не отвечает, мотивируя это тем, что собственники сами сделали свой выбор.

Если детально проанализировать Правила, по которым органы местного самоуправления должны проводить конкурсы по выбору управляющей организации для многоквартирного дома, то там тоже не все хорошо и гладко. В частности, правила не содержат конкретных требований к управляющим организациям о наличии материально-технической базы и минимального размера уставного капитала.

Правила не регламентируют верхний предел платы за содержание и ремонт жилого помещения, что создает возможность для необоснованного роста тарифов на содержание и ремонт жилых помещений.

Из-за отсутствия верхнего предела размера платы невозможно определить в бюджете сумму на выплату субсидий. И так до бесконечности.

На Всероссийском совещании все эти недостатки нормативной базы были озвучены, и протесты нашли поддержку участников. Руководство Минрегиона согласилось с тем, что Правила необходимо доводить до ума, соответствующие изменения уже готовятся.

Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» будет ликвидирована, как предусмотрено в Законе, через полтора года. Кто займется капитальным ремонтом многоквартирных домов и переселением жильцов из ветхого жилья, предоставив им благоустроенные квартиры?
 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»