Поставили на счетчик
Как можно исправно платить за коммунальные услуги и при этом оказаться в злостных должниках перед поставщиками? Этот вопрос задают многие дагестанцы, оказавшиеся в такой ситуации. Сотрудники газо-, энерго– и прочих служб в ответ все списывают на компьютеры, вовремя не зарегистрированные счетчики, неграмотность самих абонентов, да на что угодно.
Монополистам в их войне с «должниками» активно помогают суды, служба приставов. Они проявляют завидную активность и принципиальность, выбивая деньги из скромных пенсионеров и бюджетников.
То, что собака зарыта в другом месте, доказали недавние проверки правоохранительных органов, которые выявили гигантские злоупотребления с деньгами плательщиков со стороны самих сотрудников абонентских служб. Тем не менее жители республики, оказавшиеся в долговой кабале, продолжают платить дань из своих скромных зарплат и пенсий.
В ноябре 2018 года житель села Александро-Невская Тарумовского района Ибрагим Ибрагимов вместо пенсии 8374 рубля получил на три тысячи рублей меньше. В извещении из центра выдачи пенсий за подписью начальника центра Ш. Султанова было указано, что удержание произошло в соответствии с исполнительным листом из службы приставов по решению суда в счет оплаты долга за потребленный газ. Общая сумма долга – более 18 тысяч рублей. Из пенсионных денег Ибрагимова на данный момент удержано около 10 тысяч. Сам он считает, что долги абсолютно необоснованные. Он прислал письмо в редакцию «Дагправды» с просьбой разобраться в ситуации.
Мы не могли не откликнуться на этот сигнал. И вот мы сидим в доме Ибрагима. Отодвигая в сторону чашки с чаем, он аккуратно раскладывает на столе кипы платежных квитанций, которые он сохранял месяц за месяцем на протяжении многих лет. «Как только я получал пенсию, в тот же день или на следующий шел платить за все коммунальные услуги», – говорит пенсионер. Действительно, на каждой квитанции значится срок оплаты не позже двадцать пятого числа каждого месяца.
«Когда первый раз пришло уведомление о долге за газ, я спросил у контролера «Межрегионгаза», который проверяет показания счетчика, что это за задолженность, откуда она взялась и что теперь делать? Контролер сказал: не переживайте, задолженность есть у всех, со временем ее спишут», – рассказывает Ибрагимов.
Но в октябре 2014 года ему пришло извещение из Тарумовского районного суда, что он приглашается на заседание в качестве ответчика по иску ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о взыскании с него задолженности в сумме 27071 рубль, которая образовалась с 1 января 2007 года по 31 мая 2014 года.
Мировой судья Г. Антонова постановила удовлетворить исковые требования частично и взыскать с И. Ибрагимова 18481 рубль. По словам пенсионера, он попытался показать квитанции об оплате, но судья даже не взглянула на них.
Оспаривать решение районного суда в вышестоящей инстанции он не стал. Как признается сам, растерялся и проявил пассивность.
Постановление суда оставалось неисполненным 4 года, пока в службе приставов не вспомнили о пенсионере и его долге.
Для семейного бюджета Ибрагимовых это существенная потеря. Напомним, сам он получает минимальную пенсию. Жена – инвалид второй группы. Она потеряла здоровье после того, как в их семье произошло несчастье: в автокатастрофе погиб сын. Кроме них, в доме проживает другой сын вместе с женой и малолетними детьми. «Видимо, чиновникам в государстве уже нечего воровать. Все имущество, оставшееся от Советского Союза, растаскали, взялись за нищих пенсионеров», – говорит он.
Возникновение долгов у него и у других жителей села он объясняет деятельностью кирпичных заводов. «Примерно в километре от Александро-Невской активно работали три кирпичных завода. От людей, которые работали там, я знаю, что счетчиков на заводах не было. Работа шла днем и ночью. Газа было использовано немерено. Его надо было списать, вот и повесили счета на нас», – утверждает Ибрагимов.
То, что проблема с задолженностью за потребленный газ коснулась многих жителей села Александро-Невская, подтверждает и глава сельского поселения Алишер Менглимурзаев: «Сейчас в селе даже трудно найти домовладение, которое не оказалось бы в должниках. У меня у самого непонятно как образовался долг 7 тысяч рублей. Правда, насколько я знаю, на суде многим долги списали».
В том, что в окрестностях села действовали кирпичные заводы, легко убедиться по следам их жизнедеятельности в виде земляных бугров, в которые были врыты печи для обжига, и осколкам кирпича. Такая картина хорошо видна, даже не выезжая с федеральной трассы. Как рассказали сельчане, заводы прекратили работу в прошлом году. По их словам, негласными владельцами предприятий были высокопоставленные руководители из районной администрации и местного отдела полиции.
Мы обратились за разъяснениями в службу, которая занимается контролем за потреблением газа и сбором платежей. Начальника участка «Межрегионгаз Махачкала» по Тарумовскому району в этот день на месте не было. С нами говорил его заместитель Магомед Абдулазизов:
«К сожалению, я не могу сказать вам точно, по какой причине у данного абонента возник долг. Дело в том, что с мая 2017 года в нашей организации произошло переформирование, и сборами платежей стало заниматься ООО «Межрегионгаз Махачкала». А вся база данных, собранная до этого времени, относится к ООО «Межрегионгаз Пятигорск», и доступа к ней у нас нет. Возможно, он не успел вовремя перерегистрировать газовый счетчик или была другая причина. Но если суд решил не в его пользу, значит, для этого были основания».
Мы нашли контролера «Межрегионгаза», который работает с абонентами села Александро-Невская. По его словам, он работает с 2013 года и также не может сказать, почему возник долг. «Ибрагима я знаю. Его проблема в том, что он не смог правильно повести себя на суде, когда рассматривался вопрос о задолженности. Там надо было разговаривать смело. А он растерялся. Многие, кто оказался в такой же ситуации, смогли отстоять свою позицию, и им списали долги. Хотя, казалось бы, язык у него должен быть хорошо подвешен, ведь он бывший учитель».
Я уезжал из Тарумовского района с тяжелым чувством. Воспоминание о маленьком человеке, оказавшемся бессильным перед лицом монополистов, суда и прочих государственных институтов, было горьким. Неужели он пострадал только из-за того, что у него, как выразился представитель газовой службы, оказался плохо подвешен язык?
От редакции. Просим прокуратуру Дагестана и прокуратуру Тарумовского района считать данную публикацию официальным обращением. Надеемся, что их сотрудники тщательно разберутся в данной ситуации, примут все необходимые меры и проинформируют редакцию и наших читателей об итогах разбирательства.