Правда одна

Как не согласиться с мнением о том, что экономические законы действуют всюду одинаково - для всех регионов и стран. Вот и в Дагестане экономика развивается «по законам природы, а не по воле человека», как писал Бердяев. С 1917 года перед нами стоят три основные задачи: повышение уровня и качества жизни населения, ликвидация безработицы и снятие дотационности нашего региона.
Пока мы на 75-80 процентов финансируемся из федерального бюджета. Возможен ли другой путь развития республики? — спорят ученые мужи. Один предлагает развивать малый бизнес, поскольку сейчас в нем работает значительно больше людей, чем в промышленности, и налоговые поступления в разы больше, чем от всей промышленности в целом. Другой считает самым важным вопросом сегодня — разграничение власти и бизнеса, утверждая, что госслужащий не может заниматься бизнесом. Верно, госслужащий должен заниматься делом, а не бизнесом.
Между тем те, кто не находит себя в Дагестане, уезжает на север. По данным ВЦИКа, в Тюменскую область Уральского федерального округа уезжает более одной трети из общего числа мигрантов. Столько же оседает в Центральном федеральном округе (в основном г. Москва, Московская, Воронежская, Ивановская, Рязанская, Тульская, Ярославская, Тверская, Орловская, Костромская области).
Значительна доля тех, кто уезжает из Дагестана в соседние края Южного федерального округа (Краснодарский и Ставропольский края). Более шестидесяти процентов экспортируемых трудовых ресурсов Дагестана — это неквалифицированная рабочая сила с низким уровнем образования. Еще около двадцати процентов трудовых мигрантов имеют лишь среднее профессиональное образование. И лишь тринадцать процентов наших соотечественников за пределами Дагестана имеют высшее образование и работают в сферах образования, здравоохранения, промышленности, управления и др.
Среди тех, кто прибывает в республику, доля работающих в строительстве и сельском хозяйстве в последнее время возросла. Пожалуй, сегодня это наиболее быстроразвивающиеся отрасли дагестанской экономики.
Среди покидающих Дагестан мигрантов 25-30% составляют даргинцы, чуть менее 25% — аварцы, приблизительно одинаковые доли у лезгин и кумыков — по 13%, остальные национальности значительно меньше. Из стран СНГ и Балтии дагестанцы больше всего предпочитают Казахстан, Азербайджан и Белоруссию.
После «оранжевой революции» увеличился поток дагестанцев, вернувшихся на родину с Украины. Приезжают дагестанцы на родину из Туркменистана, многие возвращаются из Азербайджана. Из стран дальнего зарубежья дагестанцы в основном уезжают в Германию. Дагестанские евреи по-прежнему стремятся в Израиль, но некоторая часть возвращается в Дагестан.
Такая динамика миграции, конечно же, не прибавляет стабильности республике. В то же время отрадно заметить, что по уровню жизни в Южном федеральном округе мы уступаем лишь Краснодарскому и Ставропольскому краям, значительно опережаем Республику Ингушетия, Чеченскую Республику и Республику Калмыкия, идем наравне с Адыгеей и Кабардино-Балкарской Республикой. В то же время по природным богатствам, трудовым ресурсам, географическому расположению и территории Дагестан значительно опережает все северокавказские республики и уверенно входит в число лидеров Южного федерального округа.
В связи с определением целей и параметров развития Дагестана до 2020 года важно утвердить критерии эффективности инвестиционных программ правительства. Одним из индикаторов изменений в республике является миграция. Миграционный учет позволяет не только отследить перемещения дагестанцев, но и выявить угрозы, связанные с имиджем Дагестана как привлекательной инвестиционной зоны.
На сегодняшний день, сложился во многом неблагоприятный имидж Дагестана за пределами республики, это связано не только с войной в соседней Чечне. Одна из главных угроз инвестиционному климату в республике порождена качеством той миграции, которую мы имеем сегодня. Неквалифицированные трудовые ресурсы, которые Дагестан экспортирует, часто являются причиной обострения межнациональных отношений и усиливают криминогенный фактор в районах пребывания. Все это не только приводит к самоизоляции Дагестана и дагестанцев, но и создает неблагоприятный с точки зрения инвестиций климат в республике.
Инвестиции — это, прежде всего, имидж республики. Если раньше лицом Дагестана был Расул Гамзатов, то сегодня в сознании гражданина страны образ дагестанца прочно закрепился в связи с проблемами безопасности. Из песни слов не выкинешь: «на лицо ужасные, добрые внутри». А то, насколько сильно система управления у нас, зависит от прихоти отдельно взятого чиновника, мы с вами знаем, не выходя из дома.
Однако существуют обстоятельства, которые делают Дагестан чрезвычайно важным регионом как с экономической, так и с политической точки зрения. Так было в августе 1999 года, когда дагестанцы встали на защиту интересов страны. Дагестан — это действительно южный рубеж России, пограничная зона, и в этом предназначение республики.
Статьи из «Экономика»
Ключевые задачи выполнены

Инфляция, решение ЦБ и праздничный стол

Пазлы горной экономики

Новые возможности энергетиков

Скажем им спасибо

Дагестан строящийся и хаотичный
