X
10:14 10.02.2022

Проблема, «загнанная в угол»

Алклыч Алклычев, доктор экономических наук, профессор
Выпуск - 2022 №№26-27
968

Нынешний Глава Дагестана Сергей Алимович Меликов совершенно справедливо и обоснованно настаивает на необходимости эффективного использования сельхозземель, в том числе и земель отгонного животноводства. И несмотря на давление со стороны активных лоббистов узаконивания незаконных поселений на ЗОЖ, он правильно понял и оценил ситуацию и в своём выступлении перед депутатами НС РД 29 октября 2021 года чётко объяснил, как важно Дагестану решать этот больной вопрос без наскока: «...Потому что этот вопрос для Дагестана очень больной, эта проблема очень затянувшаяся. Прежде чем с этой законодательной инициативой куда-то выходить или как-то выступать, этот вопрос нужно досконально изучить. В том числе с привлечением органов, занимающихся различного рода историческими версиями. В том числе сотрудников науки по линии агропромышленного комплекса, потому что нужно оценить эффективность этих земель. В том числе с привлечением специалистов в области национальных отношений. В том числе специалистов из федеральных органов исполнительной власти, таких как Росимущество, Росреестр и другие организации...».

Не будем уходить в историю проблемы, а начнем с постсоветского периода. В период земельной реформы ЗОЖ, находящиеся в аренде у горных сельских хозяйств, были раздроблены и перераспределены мелким хозяйствам путем образования из одного земельного участков двух и более земельных участков, а иногда и десятков земельных участков площадью по 50–300 га. При этом если в советский период контроль за использованием этих земель практически осуществляли исполкомы районных советов, в настоящее время полностью перераспределив их под непосредственным контролем администраций горных районов, сами администрации от дальнейших процессов самоустранились: не осуществляют контроль за сезонностью их использования и за перегоном скота, не контролируют целевое их использование.

Сегодня мы видим массовые нарушения законодательства, в данном случае касающиеся ЗОЖ, и почему-то не наказаны те, благодаря кому эти нарушения, а фактически уголовные преступления имели место быть. Ведь тут весь набор не только правонарушений, но даже и преступлений, начиная с бюджетных, налоговых, земельных, межсубъектных отношений и заканчивая самими конституционными основами и РФ, и РД.

Почему же так у нас сложилась ситуация с ЗОЖ и эта проблема «загнана в угол» и до сих пор не находит своего справедливого решения? А всё довольно-таки просто: «крышевали» систему правонарушений и преступлений. Посмотрите для интереса, как шли правонарушения на землях ЗОЖ и как последовательно и Правительство РД (в дальнейшем – Минимущество РД), и НС РД тут же принимали решения (как на уровне законодательной власти, так и в последующем – исполнительной) о прикрытии всех этих нарушений многочисленными исправлениями-поправками в тот же собственный республиканский Закон «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан». Их десятки! И каждый раз эти изменения принимались единым взмахом рук «одобрямс» со стороны НС РД.

И вот таким попустительством правонарушения превратились в преступления.

Конкретизировать грубейшие нарушения в сфере бюджетного и налогового законодательства можно на следующем примере: 6 июня 2014 года вносится очередное изменение редакции республиканского закона «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан»: «Статья 9. «Доходы от уплаты арендной платы за земли отгонного животноводства поступают в республиканский бюджет Республики Дагестан» (часть 3 статьи 9). А принятое поспешно следом постановление Правительства РД № 288 от 25 июня 2014 г. «О порядке предоставления земельных участков из земель отгонного животноводства, рассмотрения ходатайств о строительстве жилья для работников организаций, осуществляющих деятельность в сфере отгонного животноводства, производственных построек капитального характера и закладки многолетних насаждений на землях отгонного животноводства» нарушает не только ФЗ «О Земле», но и законы РД о земельных отношениях в республике. Здесь мы видим уже нарушения не только Бюджетного и Налогового кодексов РФ, так как при таком положении вещей муниципалитеты лишились единственного независимого источника финансового наполнения своего бюджета – земельного налога, но и полное извращение самой сути республиканского закона об отгонном животноводстве. По сути отгонное животноводство превращается из инструмента, призванного решать экономические проблемы сельского хозяйства Дагестана, инструмента эффективного хозяйствования на земле в политический инструмент по изъятию территорий у муниципальных образований равнины.

Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» четко определяет основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения и указывает, что приватизации не подлежат находящиеся в муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые отгонными пастбищами.

В статье 3 Закона РД «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» – собственность на земли отгонного животноводства – в нарушение всех принципов федерального устройства РФ (по своей Конституции, образованной по территориально-национальному принципу) указывается: «Земли отгонного животноводства являются собственностью Республики Дагестан, имеют особый статус и не подлежат приватизации. Управление и распоряжение землями отгонного животноводства осуществляется Правительством Республики Дагестан или уполномоченным им органом».

Эта статья и многие последующие статьи республиканского Закона «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» грубейшим образом нарушают положения и Конституции РФ, и Конституции РД, и ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и Бюджетный с Налоговым кодексы РФ.

Подробнее осветить имеющиеся на ЗОЖ нарушения положений федерального законодательства, конституционных основ РФ и РД можно и на конкретных примерах…

Начнём с нарушений положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статье 12 Конституции РФ записано: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Таким образом, данная статья Конституции РФ предопределяет, что местное самоуправление – одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций.

Будучи существенным выражением народовластия, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ.

В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но и гарантируется органами власти Федерации и ее субъектов, причем гарантии местного самоуправления могут быть общеполитические, морально-этические, а также более конкретные – экономические, юридические, организационные и другие.

Не противоречит, а вторит и статья 8 Конституции Республики Дагестан: «В Республике Дагестан признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Более того, согласно статье 5 Конституции РД Республика Дагестан гарантирует права коренных народов и национальных меньшинств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. Республика Дагестан признает и уважает национально-культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создает условия для сохранения и развития культурных и исторических традиций народов Дагестана. Каждому из народов Дагестана гарантируется равное право на защиту жизненных интересов на конституционной основе.

Статья 65 Конституции РД определяет, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы Российской Федерации имеют прямое действие на территории Республики Дагестан. Согласно данной статье, законы и иные нормативные правовые акты Республики Дагестан не могут противоречить федеральным законам.

Конституцией РФ установлено, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих муниципальных образований (ч. 2 ст. 131). Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ должны установить в законах субъектов РФ гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ муниципальных образований.

К примеру, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении по делу о проверке конституционности положений Конституции Удмуртской Республики установил, что наиболее адекватной формой учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, является референдум. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены подробные нормы, содержащие правовые гарантии учета мнения населения при изменении границ муниципального образования или его преобразования.

Данный Федеральный закон выделяет две отличающиеся друг от друга процедуры установления границ и преобразования муниципальных образований. Первая процедура устанавливает порядок определения границ и преобразования действующих муниципальных образований. Вторая относится к установлению границ вновь образованных муниципальных образований и наделению их статусом городского и сельского поселения, статусом городского округа, муниципального района.

В первом случае изменение границ муниципальных образований производится в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом ограничений абз. 1 ч. 3 ст. 84, т.е. всякое изменение границ действующих муниципальных образований, их преобразование возможно только на основе согласия населения соответствующих муниципальных образований.

Согласие населения при изменении границ муниципальных образований необходимо в следующих случаях:

– если изменение границ муниципальных районов связано с отнесением территорий поселений и (или) территорий населенных пунктов одного района к территориям другого района (ч. 2 ст. 12);

– если изменение границ поселений связано с отнесением территорий населенных пунктов, находящихся в границах данного поселения, к территории другого поселения (ч. 3 ст. 12).

Получение согласия населения при изменении границ района законом не предусматривается, если на территориях с низкой плотностью населения изменение границ района не затронуло границ поселений и населенных пунктов, входящих в состав данного района (ч. 4 ст. 12). В этом случае решение об изменении границ района и поселения принимается представительными органами муниципальных образований, вовлеченных в процесс изменения границ.

Более 60 % населения Дагестана живет в центральной части республики, а это территория равнинных районов: Бабаюртовского, Хасавюртовского, Кизилюртовского, Кумторкалинского, Буйнакского, Карабудахкентского и Каякентского.

Положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 12, 13, 24) содержат конкретные правовые гарантии учета мнения населения по вопросу изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. В целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования проводится голосование граждан по указанным вопросам. В голосовании участвуют граждане тех муниципальных образований и населенных пунктов, границы которых подлежат изменению.

С инициативой об изменении границ муниципальных образований могут выступить:

– население;

– органы местного самоуправления;

– органы государственной власти субъектов РФ;

– федеральные органы государственной власти.

Обратите внимание: приоритеты при изменении границ муниципальных образований имеют в первую очередь местное население и органы местного самоуправления.

Законом установлено, что население реализует свою инициативу в порядке, установленном для реализации гражданами инициативы проведения местного референдума.

Для реализации инициативы граждан по вопросам изменения границ муниципальных образований по аналогии с процедурой реализации инициативы граждан по проведению местного референдума необходимо выполнить следующие действия, предусмотренные уже другим федеральным законом – Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:

– образовать и зарегистрировать инициативную группу;

– получить регистрационное свидетельство;

– осуществить сбор подписей жителей муниципального образования в поддержку инициативы проведения референдума по изменению границ;

– провести в избирательной комиссии муниципального образования экспертизу собранных подписей;

– направить в представительный орган муниципального образования решение избирательной комиссии для принятия решения о проведении голосования.

Указанные процедуры осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законом субъекта РФ о проведении местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Несмотря на то что закон не конкретизирует, какие именно органы местного самоуправления вправе выступить с инициативой проведения референдума по вопросу изменения границ, полагаем, что из числа органов местного самоуправления этим правом могут обладать только представительные органы муниципального образования.

Обращаю ваше внимание: из буквы закона вытекает, что при отсутствии согласия населения хотя бы одного из муниципальных образований, вовлеченных в процесс изменения муниципальных границ, это делает невозможным положительное решение вопроса.

При проведении референдума по вопросу изменения границ муниципального образования необходимо пройти несколько последовательных стадий.

Назначение голосования по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования на основании ч. 5 ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относится к полномочиям представительного органа муниципального образования. То есть к полномочиям депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Данным Федеральным законом преду­смотрены особенности проведения агитационной кампании по вопросу изменения границ муниципальных образований. В частности, в агитационной кампании по вопросам изменения границ муниципальных образований государственные органы и органы местного самоуправления могут участвовать только через представителей этих органов (депутатов, государственных и муниципальных служащих). Выборные должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, депутаты представительных органов местного самоуправления могут участвовать в агитационной кампании только в личном качестве в соответствии со статусом. Лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут участвовать в агитационной кампании в случае наличия поручения (решения) соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица. При этом и государственные органы, и органы местного самоуправления, и должностные лица государственных и муниципальных органов не вправе издавать правовые акты по организации проведения конкретной агитационной кампании с использованием бюджетных и иных средств, организационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления и т.п.

Следующим важным принципом ведения агитации по вопросам изменения границ муниципальных образований является принцип создания равных условий на всех этапах ведения агитационной кампании для всех субъектов, участвующих в агитационных действиях.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом (ч. 6 ст. 24). Согласие населения на изменение границ муниципального образования считается полученным, если за такое изменение проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. Остальные процедуры регулируются нормами главы IX «Гарантии прав граждан при организации и осуществлении голосования, подсчете голосов избирателей, участников референдума, установлении результатов выборов, референдума и их опубликовании» Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

То, что касается самого проблемного положения, сложившегося на ЗОЖ, в части незаконного строительства на этих землях, то здесь ситуация вопиющая и не имеет, наверное, аналогов нигде в мире: ведь по букве того же Закона «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» на них нельзя возводить ни одного капитального строения.

В справке о результатах проведенной Министерством по земельным и имущественным отношениям РД в 2020–2021 годах инвентаризации 5440 земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан (акты по инвентаризации по каждому земельному участку находятся в Министерстве по земельным и имущественным отношениям), выявлено более чем 26500 (!) незаконно возведенных объектов капитального строительства, из них незаконно возведенных 13936 жилых домов, 281 коммерческий объект, 791 объект незавершенного строительства, 2 МФЦ, 19 школ, 8 детских садов, 2494 объекта иного назначения, а именно:

1. Кумторкалинский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 6742 жилых дома!

2. Бабаюртовский район – на земельных участках, предназначенных для отгонного животноводства, установлено 5117 жилых домов!

3. Хасавюртовский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлены 2549 жилых домов, 13 коммерческих объектов, 3 школы, 55 объектов иного назначения (кафе, склады, кладбище, нежилые здания и помещения).

4. Карабудахкентский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлены 536 жилых домов, 61 объект иного назначения (бетонный завод, склады, теплицы, нежилые здания и помещения).

5. Каякентский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 449 жилых домов, 3 коммерческих объекта, 3 школы, 1 детский сад, 34 объекта иного назначения (нежилые здания и помещения).

6. Буйнакский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлен 61 жилой дом.

7. Гергебильский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 27 жилых домов.

8. г. Кизилюрт – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 3 жилых дома.

9. Гумбетовский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 44 жилых дома.

10. Дахадаевский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 45 жилых домов.

11. Дербентский район – на земельных участках, выделенных под сельхозпроизводство, установлено 589 жилых домов, 14 объектов иного назначения (административные, больница, рынок, нежилые здания и помещения).

12. Казбековский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 193 жилых дома.

13. Кайтагский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 4 жилых дома.

14. Кизилюртовский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 187 жилых домов, 32 объекта иного назначения (АЗС, мини-кирпичный завод, кафе, мини-футбольное поле, нежилые здания).

15. Кизлярский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 400 жилых домов, 58 объектов иного назначения (АЗС, склады, ангары, мини-томатный завод, нежилые здания и помещения).

16. Магарамкентский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлены 371 жилой дом, 14 объектов иного назначения (мечеть, кладбище, образовалось сельское поселение).

17. Ногайский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 748 жилых домов, 6 объектов иного назначения (нежилые здания и помещения).

18. Сулейман-Стальский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 123 жилых дома, 8 объектов иного назначения (медцентр, СТО, нежилые здания и помещения).

19. Тарумовский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 316 жилых домов, 6 объектов иного назначения (нежилые здания и помещения).

20. Тляратинский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 76 жилых домов.

21. Цумадинский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 89 жилых домов.

22. Цунтинский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 46 жилых домов.

23. Чародинский район – на земельных участках, выделенных под отгонное животноводство, установлено 284 жилых дома.

Как видим, здесь нарушения имеют место быть и в горной местности, хотя и в меньших масштабах, чем на равнине. В одном только Кумторкалинском и Бабаюртовском районах почти 12 тысяч жилых домов незаконно построено на землях ЗОЖ! Это целый город – такой как Кизилюрт, Буйнакск, Кизляр или Избербаш!

Это самое масштабное нарушение законодательства на этих землях – самовольное, незаконное строительство.

Говорить о какой-либо эффективности использования этих земель арендаторами сегодня тоже не приходится. Приведу краткие примеры в части соблюдения законодательства и целевого эффективного использования земельных ресурсов и обеспечения полноты поступления в республиканский бюджет РД доходов земельных участков по аренде на землях ЗОЖ за 2019 год… Площадь земель отгонного животноводства составляет 1 миллион 665,5 тысячи га в количестве 1855 субъектов хозяйствования (по данным письма Минимущества РД № ХД-01/1196 от 3 марта 2020 года – по состоянию на 1 января 2020 года).

Задолженность по арендной плате числится за 792 арендаторами, в том числе наиболее крупная – более чем 500,0 тыс. рублей числится за 44 арендаторами, из них за 6 арендаторами – более чем 2 млн рублей. Таким образом, по сравнению с предыдущим периодом количество арендаторов, имеющих задолженность по арендной плате более чем 500 тыс. рублей, увеличилось до 5 (на 1 января 2019 года – за 39 арендаторами более чем 500,0 тыс. рублей).

В целях погашения задолженности Минимуществом РД в 2019 году в адрес арендаторов направлено 64 исковых требования на общую сумму 134 755,6 тыс. рублей, из которых взыскано 125,8 тыс. рублей.

В отношении остальных 728 арендаторов исковая работа не проведена. Из проведенных – у 38 арендаторов задолженность составляет более чем 500 тыс. рублей, у 6 – более чем 2 млн рублей.

И вот показатель того, как в наших условиях осуществлялась «контрольная» работа:

1. Земельный участок, переданный в аренду СПК «Новая жизнь» Казбековского района: в соответствии с договором от 12 февраля 2008 года № 16 в аренду СПК «Новая жизнь» переданы 1 293,1 га земли в Бабаюртовском районе (кадастровый номер 05:01:000194:0001), категория земель сельскохозяйственного назначения (для ведения отгонного животноводства), сроком на 30 лет, до 1 января 2028 года. Проверкой установлено, что на указанном земельном участке расположен поселок «Львовский-6» с многочисленными частными домостроениями и используется не по целевому назначению. За 2019 год арендная плата начислена в сумме 137,9 тыс. рублей, что составляет 106,6 рублей за 1 га. Фактически за 2019 год оплачено 220,0 тыс. рублей, по состоянию на 1 января 2020 года задолженность за СПК «Новая жизнь» (с учетом задолженности за прошлые годы) составляет 222,8 тыс. рублей.

2. Земельные участки, переданные в аренду СПК «им. Хасаева М. и Касумова Р.» Казбековского района: 1) В соответствии с договором от 22 января 2016 года № 8 в аренду СПК «им. Хасаева М. и Касумова Р.» переданы 38,9 га земли в Бабаюртовском районе (кадастровый номер 05:01:000184:36), категория земель сельскохозяйственного назначения (для ведения отгонного животноводства), сроком на 49 лет, до 22 января 2065 года.

Проверкой установлено, что на указанном земельном участке расположен жилой сектор с многочисленными частными домостроениями и используется не по целевому назначению; 2) Земли, переданные в аренду СПК им. «Хасаева М. и Касумова Р.» в Бабаюртовском районе: в соответствии с договором от 22 января 2016 года № 5 в аренду СПК «им. Хасаева М. и Касумова Р.» переданы 404,7 га земли в Бабаюртовском районе (кадастровый номер 05:01:000184:31), категория земель сельскохозяйственного назначения (для ведения отгонного животноводства), сроком на 49 лет, до 22 января 2065 года.

Проверкой установлено, что на указанном земельном участке расположен жилой сектор с многочисленными частными домостроениями и используется не по целевому назначению.

Помимо двух вышеуказанных договоров с СПК им. «Хасаева М. и Касумова Р.», заключено ещё 5 договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, всего по 7 договорам арендовано 2 522,31 га. За 2019 год арендная плата начислена в сумме 174,2 тыс. рублей, что составляет­ 69,1 рубля за 1 га. Фактически за 2019 год оплачено 162,4 тыс. рублей, по состоянию на 1 января 2020 года задолженность за СПК им. «Хасаева М. и Касумова Р.» (с учетом задолженности за прошлые годы) составляет 54,1 тыс. рублей.

3. Земельный участок, переданный в аренду СПК «Андыхский» Шамильского района: в соответствии с договором от 15 декабря 2006 года № 198 в аренду СПК «Андыхский» переданы 708,0 га земли в Бабаюртовском районе (кадастровый номер 05:01:000227:0003), категория земель сельскохозяйственного назначения (для ведения отгонного животноводства), сроком на 49 лет, до 30 ноября 2055 года.

Проверкой установлено, что на указанном земельном участке расположен жилой сектор с многочисленными частными домостроениями и используется не по целевому назначению.

Помимо вышеуказанного договора с СПК «Андыхский» заключено ещё 2 договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, всего по 3 договорам арендовано 2 407 га. За 2019 год арендная плата начислена в сумме 126,5 тыс. рублей, что составляет 52,6 рубля за 1 га. Фактически за 2019 год оплачено 35,0 тыс. рублей, по состоянию на 1 января 2020 года задолженность за СПК «Андыхский» (с учетом задолженности за прошлые годы) составляет 130,1 тыс. рублей.

4. Земельный участок, переданный в аренду СПК «Каратинский» Ахвахского района: в соответствии с договором от 15 декабря 2006 года № 187 в аренду СПК «Каратинский» переданы 1 079,0 га земли в Бабаюртовском районе (кадастровый номер 05:01:000195:0001), категория земель сельскохозяйственного назначения (для ведения отгонного животноводства), сроком на 49 лет, до 30 ноября 2055 года.

На указанном земельном участке расположен жилой сектор с многочисленными частными домостроениями и используется не по целевому назначению.

За 2019 год арендная плата в пункте 3.1 договора установлена в сумме 76,6 тыс. рублей. В соответствии с Порядком определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства РД от 3 ноября 2015 № 306, размер арендной платы за пользование земельными участками составляет 0,3 процента от кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость указанного участка 51 360,4 тыс. рублей, размер арендной платы (0,3%) 154,1 тыс. рублей.

5. Земельный участок, переданный в аренду СПК «Чох-Росо» Гунибского района: в соответствии с договором от 19 января 2006 года № 1 в аренду СПК «Чох-Росо» переданы 165,0 га земли в Карабудахкентском районе (кадастровый номер 05:09:000023:0020), категория земель сельскохозяйственного назначения (для садоводства), сроком на 49 лет, до 16 ноября 2054 года.

Проверкой установлено, что на указанном земельном участке расположен поселок «Чох-Росо» Гунибского района с многочисленными частными домостроениями и используется не по целевому назначению. За 2019 год арендная плата начислена в сумме 12,9 тыс. рублей, что составляет 78 рублей за 1 га. Фактически за 2019 год оплата не проводилась, по состоянию на 1 января 2020 года задолженность за СПК «Чох-Росо» (с учетом задолженности за прошлые годы) составляет 18,6 тыс. рублей.

6. Земли, переданные в аренду СХПК «Агрофирма им. Даниялова» в Кумторкалинском районе: 1) В соответствии с договором от 5 сентября 2017 года № 79 в аренду СХПК «Агрофирма им. Даниялова» переданы 45,4 га земли в Кумторкалинском районе (кадастровый номер 05:50:000020:23), категория земель сельскохозяйственного назначения (для сельскохозяйственного производства), сроком на 38 лет, до 2 октября 2055 года. Проверкой установлено, что на указанном земельном участке расположен жилой сектор с многочисленными частными домостроениями, в том числе большая часть земельного участка заросла сорняковыми растениями. За 2019 год арендная плата начислена в сумме 2,6 тыс. рублей, что составляет всего 58 рублей за 1 га. Фактически за 2019 год оплачено 5,0 тыс. рублей, по состоянию на 1 января 2020 года задолженность за СХПК «Агрофирма им. Даниялова» (с учетом задолженности за прошлые годы) составляет 1,1 тыс. рублей;

2) В соответствии с договором от 23 сентября 2015 года № 125 в аренду СХПК «Агрофирма им. Даниялова» переданы 42,9 га земли в Кумторкалинском районе (кадастровый номер 05:50:000020:46), категория земель сельскохозяйственного назначения (для отгонного животноводства), сроком на 49 лет, до 23 сентября 2064 года.

Проверкой установлено, что на данном земельном участке расположен жилой сектор с многочисленными частными домостроениями. При этом в пункте 1.3 договора при его заключении было указано, что на указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности арендатора, подтверждённые свидетельством о государственной регистрации права от 8 августа 2006 года (серия 05-АА № 046403), общей площадью только 0,48 га, или 1,1% от общей площади участка. Следовательно, остальные постройки являются незаконными строениями.

За 2019 год арендная плата начислена в сумме 2,1 тыс. рублей, что составляет 49,9 рубля за 1 га. Фактически за 2019 год оплачено 2,0 тыс. рублей, по состоянию на 1 января 2020 года задолженность за СХПК «Агрофирма им. Даниялова» (с учетом задолженности за прошлые годы) составляет 1,1 тыс. рублей. По расчетам с контрагентами по состоянию на 1 января 2020 года за СХПК «Агрофирма им. Даниялова» Гунибского района общая сумма задолженности по арендной плате с учетом еще двух договоров аренды составляет 110,3 тыс. рублей.

7. Земельный участок, переданный в аренду СПК «Урадинский» Шамильского района.

В соответствии с договором от 29 декабря 2015 года № 193 в аренду СПК «Урадинский» переданы 3 385,1 га земли в Кумторкалинском районе (кадастровый номер 05:50:000044:77), категория земель сельскохозяйственного назначения (для ведения отгонного животноводства), сроком на 49 лет, до 29 декабря 2064 года.

Проверкой установлено, что на одной части указанного земельного участка (100 га) расположен населенный пункт «Новая Урада» Шамильского района с многочисленными частными домостроениями, асфальтированной дорогой, социальными объектами (общеобразовательная школа, детский сад), другая часть (350 га) поделена на участки, обработана, вспахана и т.д. для выращивания сельскохозяйственных культур, оставшаяся часть земельного участка не используется по назначению. По целевому назначению используется менее 1 % арендованного земельного участка.

За 2019 год арендная плата начислена в сумме 205,3 тыс. рублей, что составляет 60,6 рубля за 1 га. Фактически за 2019 год оплата не проводилась, по состоянию на 1 января 2020 года задолженность за СПК «Урадинский» (с учетом задолженности за прошлые годы) составляет 508,1 тыс. рублей.

Вопрос с ЗОЖ надо решать и решать в рамках правового поля РФ и РД. И если действовать, как и положено, в рамках и федерального, и регионального законодательства, то очевидно, что проблема создана искусственно.

И при ее решении надо отталкиваться от двух основных позиций:

1. ЗОЖ надо вернуть муниципальным районам, внутри административных границ которых они фактически находятся: в рамках и федерального, и регионального законодательства это их территории, как определено и в картографии, и в территориально-административном делении РД (и соответственно РФ).

2. Никаких легитимных поселений на землях сельскохозяйственного назначения (а к ним однозначно относятся и ЗОЖ) не должно быть по букве закона!

Отталкиваясь от этих позиций, можно без особых проблем решать и все остальные вопросы.

То, что касается конституционных прав самовольных поселенцев на этих землях, за которые так активно ратовал Конституционный суд РД, – тут тоже нет никаких проблем. Не надо путать права человека, гражданина, определенные в Конституции и РФ, и РД, с правами других субъектов права. По Конституции все субъекты права имеют равные права. И ущемление прав одних субъектов права за счёт других субъектов права – это нонсенс!

Почему-то тот же Конституционный суд РД не видит нарушений той же Конституции в части нецелевого использовании земель сельскохозяйственного назначения, где расположены ЗОЖ.

Ещё один вопрос: куда смотрели органы прокуратуры РД, когда имелись варварские нарушения и федерального, и регионального законодательства в течение 25 лет?!

А конкретные предложения, которые могут решить этот вопрос, – следующие (и я думаю, особых возражений не будет):

1. Все земли отгонного животноводства (в том числе находящиеся и под самовольными незаконными поселениями) и незаконные капитальные и законные вспомогательные строения для ведения животноводческих (и всех других видов сельскохозяйственных) работ передать в правовое и хозяйственно-административное пользование/владение муниципальным образованиям, на территории которых они находятся.

2. Все незаконно и неизвестно на какие деньги построенные объекты социального назначения передать на баланс муниципалитетов районов, на территории которых они расположены (в виде отделений, филиалов и т.п.).

3. Для сезонного выпаса овцепоголовья горных районов и другой сельскохозяйственной деятельности на плоскости заключить взаимовыгодные договоры аренды этих земель между арендаторами (хозяйствами горных районов, коммерческими структурами и частными лицами) и арендодателями (администрации районов, сел, джамаатов, на территории которых находятся эти земли – как и было ранее в Дагестане) – всё на правах аренды на равных условиях с местным коренным населением и без права вывода этих земель из земель сельскохозяйственного назначения.

Вот основные тезисные моменты, которые хотелось бы мне выделить в качестве основы для принятия эффективных в рамках нормативно-правового законодательства и экономической целесообразности возможностей и решений по ЗОЖ.

Другой вопрос, что все эти (и другие, конечно же) вопросы надо серьёзно обсуждать в рамках и экспертного сообщества, и правовой, и социально-экономической науки и практики, и, естественно, основываясь прежде всего на мнении и решении самих жителей данных административно-территориальных образований, права которых были нарушены.

Тэги:
земля,

Похожие

Уникальный ресурс

97
Вспомним вывод академика Николая Вавилова, который в 1940 году писал: «В Дагестане можно...

Создаётся база земель

126
Эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения для Дагестана является приоритетом, поскольку они занимают 86 % территории республики.

Землю напоим водой

38
Чтобы овощи и фрукты были сочными, они должны черпать влагу из земли. А если её там нет или...

Почва для провокаций

71
Тему земельных отношений в Дагестане без привязки к национальным вопросам в нашем обществе...

Земля: использовать рационально

39
На состоявшейся в конце марта Республиканской конференции...

Земля требует внимания

72
В Махачкале на площадке ДГУНХ состоялась Республиканская конференция «Совершенствование...

Энергия из воздуха и воды

155
Пайзуллу Исаева знают многие в Дагестане. Статьи в СМИ, ролики о целебных свойствах талой...

Крестьянин или фермер?

181
О проблеме огромных площадей заброшенных садов, виноградников, засоленных и эродированных...

ГУПы: итоги работы и программа деятельности

42
15 и 16 августа в Махачкале проходило заседание...

Статьи из «Экономика»

Главная книга фермера

10
Дагестан является ключевым животноводческим регионом страны, и очень важно принять все...

Пиковые значения

17
Декабрь, традиционно напряженный в плане финансовых трат, только начался, однако...

Показали высокий класс

9
Дагестанская команда приняла участие в крупнейшем событии – во Всероссийском чемпионате...

Преференции сохранятся

12
Рост числа малых и средних предприятий в Дагестане способствует развитию региональной...

Древо возрождения

62
За последние годы я не раз бывал в гумбетовских селах по разным поводам, имеющим отношение к...

Наука импортозамещения

30
В нашей стране со следующего года заработает новый национальный проект, нацеленный на...

Проект незаконный, но продолжаем строить

37
«…Хоть трава не расти» – так называлась...

Инструмент сбережения

27
Не так давно в Махачкале прошла коммуникационная сессия по разъяснению денежно-кредитной...

Демонстрация достижений

45
Становится уже традиционным общереспубликанское подведение итогов сельскохозяйственного...