«Серые схемы» и земельный вопрос
В соответствии с распоряжением врио Главы Дагестана Сергея Меликова от 11 ноября 2020 г. Правительство РД сформировало Комиссию по повышению эффективности управления распоряжения земельными участками, находящимися в собственности РД, и утвердило положение о её задачах, полномочиях, составе и порядке работы.
С подробностями можно ознакомиться в постановлении Правительства РД от 16 ноября 2020 г. «О мерах по реализации распоряжения Главы Республики Дагестан от 11 ноября 2020 г. 107-рг».
Суть и задачи специальной комиссии по повышению эффективности земельных проблем Дагестана уже широко обсуждались общественностью и СМИ. Эксперты дали в большей степени положительную оценку инициативе врио Главы Дагестана. Подтвердив наличие накопившихся нерешенных земельных вопросов, практически все подчеркнули актуальность ее формирования, выразив надежду, что комиссия будет способствовать наведению порядка в этой сфере землепользования.
Выдвигались как предложения, так и пожелания с рекомендациями от экспертов по работе комиссии. В частности, о необходимости открытости в принятии решений, гласном их обсуждении. В этом отношении факт включения в ее состав председателя Общественной палаты РД Абдулмуъмина Ибрагимова позитивен. Возможно, он и не удовлетворит всех пожеланий общественников, однако возможности площадки Общественной палаты Дагестана однозначно могут стать тем самым инструментарием «обратной связи» с населением, о необходимости которой говорил Сергей Меликов, приступая к исполнению обязанностей руководителя республики.
Что касается непосредственно работы вновь созданной комиссии, Сергей Меликов, говоря о текущем состоянии земельно-имущественных отношений, коснувшись, в частности, темы деятельности комиссии, прямо заявил, что она с поставленными задачами не справляется.
Некоторые члены этой комиссии подозреваются в «серых» схемах, которые всячески по причине незаинтересованности бюрократизируют ее работу. Меликов назвал саботажем их деятельность, заявив, что меры реагирования по ним будут обязательно приняты.
Надежд у дагестанцев, что земельный ресурс Дагестана будет использоваться эффективнее и рачительнее, много. Дело, как говорится, за исполнением. И главным образом, для того чтобы внести посильную лепту в эффективность работы комиссии, мы продолжаем публикации комментариев экспертов.
Экономисты, предприниматели, юристы, инвесторы обращаются с предложениями – как это сделать, что нужно предпринять, и, возможно, это экспертное мнение окажется полезным для дела.
Очень важно детально проработать формы представления первичной информации, аналитической информации по земельным участкам, находящимся в собственности республики
Экономист Маир Пашаев, в частности, скептически оценивая специалистов министерств, отмечает, что для формирования такого рода документа требовалась серьезная проработка и со стороны Администрации Главы Дагестана, и республиканского правительства.
«Минимущество РД по сей день оперирует категориями «у нас на балансе, наши ГУПы платят налог на землю, поэтому это «государственное» и совершенно халатно относится к обязанности идентификации (определенности) земельной собственности республики», – говорит он. Речь о закреплении, цифровизации пространственных границ земельных участков, их разграничении от муниципальной и федеральной собственности на земельные участки, включая и от земельных участков, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Очень важно, по его мнению, детально проработать формы представления первичной информации, аналитической информации по земельным участкам, находящимся в собственности республики. Эксперт поясняет, важны формы предоставления информации: наличие кадастровой оценки и кадастрового номера, правовые основания возникновения права собственности у республики, регистрационный номер права собственности в ЕГРН, площадь земельного участка, местонахождение (административная единица в республике), орган, за которым земельный участок закреплен, период, в течение которого закреплен. Важны также формы собственности земли (аренда, бессрочное пользование, оперативное управление, хозяйственное ведение и т.д.), расходы на пользование участком за последние годы и доходы от него, размер уплаченных налогов от хозяйственного использования различными правообладателями на земельный участок (арендаторами, ГУПами), доходы от иных распорядительных действий (залог, продажа и т.д.).
Также Маир Пашаев говорит о необходимости определиться с законностью создания ГУПов на землях бывших колхозов и совхозов и «принудительным закреплением за ГУПами», находящимися в состоянии банкротства, предбанкротства, не говоря уже о «загубленных пустырях, заросших бурьяном». Большая часть сельхозземель колхозов и совхозов в силу неспособности ГУПов и государственных чиновников к эффективной организации предпринимательской деятельности используется неэффективно.
«Изначально и по сей день «висячее положение» этих земель – это широкое поле для раздолья проходимцев как республиканского, так и муниципального масштаба, самого разного ранга и калибра. Что же касается эффективности работы над реализацией распоряжения, считаем немаловажным разбить условно все земельные участки на участки, носящие «стратегический, тактический и оперативный» характер в зависимости от масштаба прогнозируемых на земельные участки проектов, деятельности, налоговых поступлений, социальной значимости», – заявляет Пашаев.
Распоряжение врио Главы РД Сергея Меликова о формировании Комиссии по повышению эффективности управления распоряжения земельными участками, находящимися в собственности РД, реализующееся в настоящем Правительством РД, по всей видимости потребует коррекции и доработки. Ждем откликов, комментарии, предложения, способные повысить эффективность этой работы.