О том, что столичный железнодорожный вокзал может стать следующим крупным проектом модернизации, говорили еще в 2018 году, когда анонсировались масштабные инвестиции РЖД в обновление вокзального комплекса. Однако время откорректировало эти планы, и в настоящем перспектива реконструкции железнодорожных ворот столицы вновь становится актуальной.
В частности, вопрос модернизации вокзала поднимался на Кавказском инвестиционном форуме (КИФ) в мае 2025 года. Эти вопросы обсуждались на рабочей встрече Председателя Правительства РД Абдулмуслима Абдулмуслимова с главным инженером Северо-Кавказской железной дороги Александром Черномазовым. Обновление пассажирских платформ, установка пандусов и лифтов – ключевые элементы обеспечения доступной среды для всех категорий граждан – вот о чем говорили на КИФ.
Что же касается анонсированного ранее проекта РЖД, то основная его цель – превратить вокзал в современный, удобный и безопасный транспортный узел, интегрированный с другими видами городского транспорта. Реконструкция должна затронуть все ключевые элементы вокзального комплекса. Платформы и подъездные пути должны получить современное освещение и интуитивно понятную навигацию. Здание вокзала расширится, предлагая пассажирам новые комфортабельные зоны ожидания, современные билетные кассы и терминалы самообслуживания. Особое внимание будет уделено созданию безбарьерной среды для маломобильных граждан.
Привокзальная площадь также должна преобразиться. Планируется внедрение современных технологий, включая системы видеонаблюдения, интерактивные информационные табло и Wi-Fi, что значительно повысит уровень комфорта и безопасности для пассажиров.
Приметы того, что вокзал Махачкалы сегодня находится в поле пристального внимания руководства РЖД, – шаги по расширению железнодорожного сообщения с популярными курортами Черноморского побережья и Северного Кавказа. В рамках этой стратегии уже запущен новый летний маршрут «Махачкала – Адлер», курсирующий дважды в неделю и обеспечивающий прямое сообщение между нашей столицей и черноморским курортом. Для обслуживания этого маршрута планируется использовать даже двухэтажные составы, что позволит увеличить провозную способность и удовлетворить растущий спрос.
Между тем в Дагестане вновь готовятся к новому рекорду. Судя по наплыву в республику туристов, развитие железнодорожной инфраструктуры тому отчасти способствует. Если в 2023-м республику посетили 1,75 млн туристов, что на 16,7 % больше предыдущего года, в 2024 также отмечен рост. Поток туристов к нам в прошлом году приблизился к 2 миллионам, и, что примечательно, железнодорожный пассажиропоток увеличился на 6,7 % по сравнению с 2023 годом. Махачкала как ключевой транспортный узел, как видим, играет важную роль в распределении этого потока.
Значительные изменения происходят в пригородном сообщении. В 2024 году по маршруту «Хасавюрт – Махачкала – Дербент» были запущены 4 современных электропоезда нового поколения, что значительно улучшило качество перевозок между ключевыми городами республики. В текущем году планируется запустить еще два подобных состава.
Международный аэропорт Махачкалы им. дважды Героя СССР Амет-хана Султана также демонстрирует впечатляющие результаты, фиксируя стабильный рост пассажиропотока и расширение маршрутной сети. В апреле 2025 года он обслужил 211 230 человек, что на 15,2 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество взлетно-посадочных операций также увеличилось на 10,3 %, достигнув 1566.
Власти уделяют приоритетное внимание развитию аэропорта. В условиях растущего пассажиропотока проводится работа по комплексной модернизации воздушной гавани. Планируется масштабное расширение пассажирского терминала, что позволит значительно увеличить пропускную способность и создать более комфортные условия для пассажиров.
Также планируется модернизация аэродромной инфраструктуры, включая взлетно-посадочную полосу и перрон. Строительство нового терминала для внутренних линий, запланированное на 2025 год, значительно преобразит его облик. Пропускную способность аэропорта для внутренних рейсов планируется увеличить с 250 пассажиров в час до более высоких показателей.
Без сомнений, масштабная модернизация транспортной инфраструктуры Махачкалы – это не просто обновление устаревших объектов, это стратегическое инвестирование в будущее города и республики, направленное на повышение привлекательности региона для туристов. Новые отели, гостиные дома, кафе, рестораны – неопровержимые приметы сегодняшнего дня Дагестана, сулящие нам не только новые рабочие места, но и новые горизонты развития экономки.