Купить PDF-версию
02:23 | 27 декабря, Пт
Махачкала
X
09:05 03.04.2024

Айгум Айгумов: «Театр – мой дом»

«Театр начинается с вешалки», – сказал когда-то Константин Станиславский. Этой бессмертной цитатой он поднял на невероятную высоту уровень требований к театральному искусству, в котором, по его мнению, не должно быть мелочей. Этого принципа придерживается всегда и народный артист РФ, художественный руководитель Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова Айгум Айгумов (на снимке).

Но сначала в жизни Айгума Эльдаровича был не театр, а… море. Как и все юноши, которым пришлось взрослеть рядом с морем, парень мечтал о долгих путешествиях. Зачитывался книжками об Иване Крузенштерне и Юрии Лисянском, первых русских мореплавателях.

– Я ведь как думал: они совершили кругосветное путешествие в начале XIX века, а я буду продолжателем их дела уже в веке ХХ. Может, тоже что-то новое открою. И так думал не только я, но и многие мои друзья. Сейчас, вспоминая об этом, думаю, что всё это было немного наивным. Но тогда так не казалось, – говорит он.

– В общем, были романтиком…

– Именно. А кто в 15–17 лет не является романтиком? Все мальчишки такие. Во всяком случае те, кто любит море. Я почти каждый день бегал к морю. Поэтому и поступил в Судомеханический техникум, по окончании которого стал работать механиком на судне. В свободное от работы время посещал самодеятельный художественный оркестр Махачкалинского клуба рыбников, играл на тубе. Иногда и пел. Однажды мое пение услышал руководитель клуба Абрам Израилевич Давыдов. И после нескольких репетиций я стал участвовать в концертах. Песни, исполняемые мною: «Я люблю тебя, жизнь», «Бухенвальдский набат», «Хотят ли русские войны?» – пользовались большим успехом у зрителей на городских и республиканских фестивалях. А в 1957 году получил признание на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.

Кадр из фильма «Загадка кубачинского браслета»

***

После возвращения из столицы руководитель клуба решил задействовать парня в оперетте Исаака Дунаевского «Белая акация», притом в главной роли. Однако Айгум не сразу согласился.

– 20-летний молодой человек, без опыта, – констатирует он. – Но Абрам Израилевич видел во мне большой потенциал. Говорил, что я справлюсь. И его вера придала мне сил. Успех превзошел все ожидания. С этого момента в душу закралось желание стать певцом.

– А как же путешествия?

– Эта мечта тоже не покидала. Как раз к тому времени я прочитал роман Джека Лондона «Морской волк». Но всё решил случай.

***

Спустя время на судно, где Айгум работал вторым механиком, пришла радиограмма: «Механику Айгумову срочно вернуться в Махачкалу и зайти к главному режиссеру Кумыкского театра Г. А. Рустамову».

Надо сказать, что Гамид Алиевич в те годы исполнял еще и обязанности заместителя министра культуры республики, а также курировал театры.

Теряясь в догадках, парень идет на прием к режиссеру.

– Давай к нам, в театр, – сказал тот. – Ты ведь больше актер, чем моряк. Разве не так?

– Я же не знаю театра. И потом у меня нет соответствующего профессионального образования.

– Всё будет, – обнадежил Рустамов, похлопав Айгума по плечу. – Приходи и начинай работать. На тебя возлагаем большие надежды.

Он был в замешательстве.

– Нет, все-таки вернусь на судно, – упрямо заявил Айгумов.

– Ну смотри. Все равно будешь находиться в поле нашего зрения.

В скором времени его пригласили в Министерство культуры и настоятельно рекомендовали поехать учиться в Москву в театральное училище имени Щукина, при котором была создана кумыкская студия. И он вынужден был согласиться.

Ребята, с которыми работал на судне, тоже поддержали его:

– Поезжай. Всё, что ни делается, всё к лучшему.

Так началась новая, пока еще не совсем понятная, но интересная жизнь вчерашнего моряка.

***

И вот Айгум снова в Москве. Его приняли сразу на второй курс. Учиться в театральном училище дагестанцу очень понравилось.

С третьего курса стал отличником и получал именную стипендию имени Щукина. Активно включился в общественную жизнь училища.

– Вы стали председателем профкома. Не так ли? – задаю я вопрос.

– Да. И мне сразу поручили проверять, как кормят в столовой, распределять путевки, помогать заболевшим студентам.

– Затем вы подружились с Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным?

– С ними, конечно, подружился. Очень открытые, веселые, дружелюбные были ребята. Особенно Андрей Миронов – он веселил всех. Был «звездой» нашего курса. Его всегда ждали, им восхищались.

– Особенно девушки?

– Конечно, – улыбнулся Айгум Эльдарович.

– Но лучшим вашим другом все-таки стал другой актер.

– Да, из осетинской студии. Это Бимболат Ватаев, мы его называли коротко – Бибо. А знакомство наше произошло при следующих обстоятельствах. Так как я был председателем профкома и отвечал также за здоровье студентов, то спросил, не болеет ли он: какая-то болезненная желтизна присутствовала у него на лице.

Бибо действительно оказался нездоров – у него была открытая форма туберкулеза. Это выяснилось, когда к нам в училище пришли врачи, которые должны были обследовать студентов – раньше присутствовала такая практика. Его немедленно госпитализировали. На летних каникулах отправили в Сочи для продолжения лечения. Так удалось победить болезнь. Мы подружились. Я ездил к нему в гости, а он приезжал ко мне в Махачкалу. Кстати, в известном фильме «Сказание о Рустаме» режиссера Бориса Кимигярова Бибо играет главную роль.

Айгум Айгумов тоже снялся в некоторых картинах. Например, «Дрожь земли», «Сказание о храбром Хочбаре», «Загадка кубачинского браслета».

***

– А что интересного можете рассказать про Андрея Миронова?

– Был случай. Мы с ним, будучи студентами, шли куда-то. И вдруг Андрей говорит:

– Вон стоит милиционер. Я на руках дойду до него, и он мне будет аплодировать. Спорим?

Я рассмеялся и спросил:

– А зачем тебе это?

Отвечает:

– Для прикола.

– И прошелся на руках?

– Конечно.

– Милиционер действительно аплодировал ему?

– К моему удивлению. Он участливо спросил у Миронова, что с ним. А тот возьми и скажи, что болен. Не может, мол, ходить на ногах, поэтому приходится передвигаться на руках. И страж порядка стал аплодировать, выражать свое восхищение.

***

Айгум Эльдарович – единственный народный артист России в Дагестане и единственный обладатель «Золотой маски» на Северном Кавказе.

Эта театральная премия была учреждена еще в 1994 году. Основателями ее стали актер Михаил Ульянов, в тот период председатель Союза театральных деятелей страны, и секретарь правления театровед Владимир Урин.

– А за что вручают «Золотую маску»?

– За выдающиеся творческие достижения в области театрального искусства. Могут вручить за спектакли разных жанров – драма, опера, балет. Я получил эту награду в 2017 году, к своему 80-летию.

Вот что сказал в адрес Айгумова в своей телеграмме председатель Союза театральных деятелей РФ известный актер Александр Калягин:

«Дорогой Айгум Эльдарович! Я счастлив, что вы стали обладателем почетной премии «Золотая маска». Эту награду вы получили по праву, как дань вашему уникальному таланту. Вашей замечательной деятельности. Вы бесконечно много делаете для развития театра Дагестана, для сохранения его национальных традиций. Пусть никакие трудности не мешают вам заниматься этим важным благородным делом, заниматься творчеством. Я желаю вам сил, неиссякаемой энергии, здоровья, счастья, всего доброго».

***

Сегодня Айгумов и художественный руководитель Кумыкского музыкально-драматического театра, председатель Союза театральных деятелей Дагестана, и секретарь Союза театральных деятелей России.

Я смотрю на волевые черты его лица и задаю очередной вопрос:

– Вам уже 87 лет. Скажите откровенно: не устаёте? Ведь такой груз на ваших плечах.

Айгум Эльдарович объясняет:

– Что такое усталость? Это когда тебе не хочется работать, вот тогда человека и одолевает усталость. Я не могу не трудиться. Ведь театр – это мой дом. А все актеры, с которыми я работаю, по сути мои дети. И еще: театр сегодня – это главный воспитатель человека. Именно театр. Потому что кино, воспитывающее общество, ныне почти не снимают.

– А чем занимается сегодня Союз театральных деятелей?

– Много чем. Проводит разного уровня фестивали, организует гастроли театров, помогает финансово актерам, получающим маленькие зарплаты. Также поддерживает актрис, воспитывающих детей без мужа, выдаёт путевки в санатории и на курорты.

– Над чем трудится сегодня коллектив Кумыкского театра?

– На нашей сцене сейчас идет спектакль «Расплата» по пьесе чеченского драматурга Алауди Мусаева. Пьеса посвящена наркомании. Это трагедия современной молодежи. Именно молодые люди, к сожалению, легко попадают в сети матерых наркобаронов и экстремистов. В театр приходит много школьников, меня это радует. У них после просмотра спектакля есть возможность сделать определенные выводы и понять для себя, «что такое хорошо и что такое плохо».

– А у вас есть какая-нибудь задумка, которую желали бы осуществить, но пока не смогли?

– Да. Я очень хотел бы открыть Дом актера. Надеюсь, что мне это удастся сделать.

Похожие

Как для взрослых, только лучше

117
В Новый год поющим и танцующим сказочным героям радуются не...

Яркая звезда Хайбат

100
В эти дни, когда культурная общественность республики отмечает 100-летие со дня рождения...

«Медея»: история всеразрушающей любви

383
Героиня известного древнегреческого мифа Медея –...

Вместе против террора

63
Борьба с терроризмом не может быть делом одних только силовых структур, активное и...

Смеяться и грустить по-вампиловски

42
Рассказать историю на все времена, вызывающую радость...

Прекрасная Вена!

15
Второй концерт абонемента для детей и родителей «Музыкальные путешествия», который...

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

108
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

14
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

96
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

16
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

19
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

17
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...