Купить PDF-версию
23:16 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
11:07 24.06.2009

«Без музыки не могу…»

В канун выпускных экзаменов в Махачкалинском музыкальном училище ей исполнилось восемнадцать. Но, несмотря на ее еще юный возраст, имя Насти Собяниной знакомо педагогам фортепианной школы и музыкантам-профессионалам, да и всем другим, кто следит за информацией в области культуры в «Дагестанской правде».

А наша газета сообщала, что студентка училища (класс заслуженного учителя РД Светланы Папаян) была лауреатом международных конкурсов молодых исполнителей: трижды – в Италии, а еще — в Болгарии и обратила на себя внимание признанных музыкантов Европы, входящих в жюри конкурсов, и даже получила приглашение на учебу в Голландию.

Но Настя из своего небогатого опыта участия в престижных конкурсах хорошо усвоила, что русская не только фортепианная, но и музыкальная школа вообще очень ценится в мире, и за оказанное столь ценное внимание со стороны европейского педагога лишь сдержанно поблагодарила с твердым убеждением, что будет продолжать учиться только в России. «Неважно, где ты учишься. Важно – у кого», — эти слова своего педагога Светланы Георгиевны Папаян, которая ее вела все четыре года учебы в Махачкалинском училище, она усвоила намертво.

А встретилась Настя со своим на этом этапе жизни главным педагогом еще до поступления в музучилище, когда училась в Каспийской музыкальной школе. Ее учительница Татьяна Одинцова, увидев одаренность девочки, привела ее к известному педагогу С.Папаян показать свою ученицу и получить рекомендации по обучению. Но эта встреча имела продолжение. Учась в Каспийской музшколе, Настя за месяц до участия в ежегодных фестивалях молодых талантов в Махачкале брала учебные консультации у С.Папаян. Потому, когда закончила школу, Настя, ее учительница по музыке, родители знали, кто будет ее следующим педагогом.

Поступив в училище, Настя Собянина начала дальнейшее свое шествие по фестивалям. Трижды была в лидерах Гасановского конкурса в Махачкале. И первый свой выезд за пределы Дагестана совершила в 2006 году – это был серьезный конкурс в Ростове-на-Дону, где на нее обратил внимание профессор Московской консерватории И.Осипова.

Профессор Ростовской консерватории В.Дайч после просмотра А.Собяниной на очередном конкурсе официально написал в Министерство культуры РД, что, мол, следует обратить внимание на одаренную студентку Махачкалинского музыкального училища… и так далее. А Ростовское музыкальное общество предложило послать Настю на III Международный конкурс молодых исполнителей в Пезаро (Италия) — на родину оперного композитора — классика Джоакино Россини. И сразу огромный успех – Анастасия Собянина из Дагестана заняла I место среди 200 конкурсантов, съехавшихся из стран Европы. Потом были ответственные конкурсы еще и еще.

— Насколько международные конкурсы обогащают творчески, или, кроме жуткого мандража, ничего не запоминается?

— На фестивалях, конкурсах слышишь такое количество музыки: выступают разноплановые исполнители, в том числе и вокалисты, выпускники богатых традициями школ, зрелые музыканты. Это дает большой толчок к знаниям. Светлана Георгиевна комментирует их выступления, подсказывает, что можно перенять, обращает мое внимание, как у лучших исполнителей рояль звучит мощно при полной внешней свободе.

— А как добиться такой свободы? Мне кажется, это подвластно только большим мастерам.

— Я знаю одно – зажиматься нельзя. Я волнуюсь перед выходом на сцену, но начинаю играть и уже не реагирую на окружающее. Реакция на музыку такая, что внутри все кипеть начинает. И все равно контроль срабатывает. Когда играю, как бы раздваиваюсь: один человек за роялем, другой – оценивает его со стороны.

Настя – хрупкая девушка, не та современная, раскованная в манерах, не комплексующая по поводу одежды, общения с друзьями, она внешне сдержанна в поведении, манерах, вдумчива.

— Ты из музыкальной семьи?

— Папа – кадровый военный. Мама моя – шахматист, в свое время была призером финала чемпионата России (2 место), чемпионата Европы, кандидат в мастера спорта. Но полностью растворилась в своих учениках, она преподает в спортивной школе. И меня приобщила к шахматам. Я – чемпионка Дагестана 2008 года среди девушек.

— При таких результатах как же мама не настояла заниматься шахматами профессионально?

— Когда я была совсем маленькой, по телевидению увидела и услышала пианино. Захотелось тоже извлекать из инструмента такие же звуки. Потребовала купить.

— Долго обещали? Это не копеечная покупка…

— Нет. Купили сразу. (Улыбается). Видно, серьезно потребовала.

Так музыкой я занимаюсь с пяти лет. И несмотря на то, что мы собирались семьей и вечерами устраивали шахматные турниры, к нам приходили друзья, тоже увлеченные шахматами, я жила в мире гармоничных звуков. В основном меня окружали взрослые, я не помню, чтобы занималась куклами и всякими детскими забавами. До 8 лет я была в десятке финалистов России по шахматам среди детей своего возраста, но играла в удовольствие, не более того. А вот если я не занимаюсь за фортепиано неделю, это когда в поездке или по другой причине, чувствую психологический дискомфорт.

— В чем он выражается?

— Становлюсь беспричинно раздражительной, на грани депрессионного состояния.

— Шахматы помогают занятиям музыкой?

— Они развивают логику, которая в свою очередь помогает понять, как выстроено произведение, постичь его философию.

— Кто из композиторов тебе ближе, кто любимый, которого ты играешь с удовольствием?

— Бах, Шопен.

— Почему такая полярность, ведь они такие разные?

— В произведениях Шопена – чувства, близкие и понятные, в них – свобода, можно выразить свое отношение к его музыке, проявить свои чувства, использовать моменты импровизации. Мой педагог, Светлана Георгиевна, давала разучивать разную музыку и даже мне не понятную. В том числе и Баха. Я никогда не думала, что этот композитор будет мне так близок. Она сумела раскрыть его для меня. Играешь и каждый раз открываешь что-то новое для себя, понимаешь больше, воображение развивается, и одну и ту же вещь воспринимаешь по-другому.

— А советских классиков играешь?

— Советская музыка – Стравинский, Шостакович, Шнитке, Губайдулина – мне не совсем доступна. Мне надо развиваться, я думаю. Я начала с мировой классики, а от нее все другие направления в музыке.

— А джаз?

— Джаз нравится. Послушать – интересно. Но меня увлекает классика, композиторы эпохи барокко.

— Что дало тебе музыкальное училище в плане профессиональной подготовки?

— Мой педагог давала мне произведения, развивающие мои слабые стороны игры на фортепиано, ставила и повышала технические задачи. Она знает меня больше, чем я сама, раскрывала во мне те качества, о которых я не догадывалась. Светлана Георгиевна говорит: «Рояль – это рентген, проявляет внутреннее состояние». Она поясняла мне стиль композитора, его эпоху, что очень помогало, подсказывала, что почитать, следила, что читаю, вместе ходили в библиотеку, подбирала мне книги. Много слушали музыки, она пояснила, раскрывала суть ее. В училище я научилась многому.

— И куда дальнейший путь с теперь уже красным дипломом училища?

— В консерваторию.

— Будем рады хорошим вестям. Удачи!                                           

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

5
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

42
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

36
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

11
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

41
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

20
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...