X
10:16 11.06.2024

Большой в гостях у Русского

Махачкала в последние годы принимает у себя очень разные и зачастую известные всей стране творческие коллективы. Возможность обмена театральным опытом, популяризации театрального искусства и привлечения в театральные залы всё большего числа зрителей дает программа Росконцерта «Большие гастроли».

Тюменский большой драматический театр стал очередным, весьма дорогим для нас гостем. Коллектив из Сибири в Дагестане впервые, к тому же, как оказалось, тюменцы только-только начали осваивать юг России. Хочется верить, что эти обменные гастроли между двумя театрами станут началом крепкой творческой дружбы. Уже в октябре нынешнего года Русский театр им. М. Горького отправится в свои большие гастроли, включающие города Тюмень, Иваново, Калугу и Москву.

Об этом рассказал директор театра Тимур Магомедов, открывая пресс– конференцию в день старта тюменских показов.

Несколько интересных фактов о театре из Тюмени.

Это самый крупный по площади драматический театр в России (36 тыс. кв. м). Так почему бы не взять в свое наименование слово «большой»?

«Такое название даёт нам свое­образную планку, к которой надо двигаться. Нужен, значит, и малый театр в нашем городе», – говорит руководитель Тюменского большого драмтеатра Сергей Осинцев. Он считает, что театр, вызывая эмоции и создавая праздник, вполне может претендовать на статус градообразующего предприятия. Если нет театра в городе, то люди из него уезжают.

«Сказки 1001 ночи»

Еще одна особенность театра из Тюмени – здесь нет главного режиссёра.

«Почему мы отказались от главрежа? Я сам актер, работаю в нашем театре 30 лет, по сути взял на себя художественное руководство. Знаю, часто бывает так, что главные режиссёры не подпускают к своему театру режиссеров-постановщиков талантливее себя, не дают шанса актёрам играть с разными мастерами. Наш опыт дал возможность труппе познакомиться и поработать с огромным числом талантливых режиссёров со всей страны, которые привозят с собой свою команду – художников, хореографов, композиторов, авторов произведений. Всё это позволило нам создать такую универсальную труппу, с которой мы работаем и в драматическом направлении, и ставим мюзиклы», – разъясняет позицию театра его руководитель.

У тюменцев четыре сцены. В год выпускается 12 премьер, играется 600 спектаклей. Впечатляет. Представления идут каждый день, так команда привыкла интенсивно работать, и потому неудивительны и результаты. За последние 12 лет Тюменский большой стал одним из лучших региональных театров страны. По разным параметрам, в том числе и по количеству привлечённых зрителей по программе «Пушкинская карта». Надо омолаживать зрительный зал, считают в руководстве театра, работать на разную аудиторию. Труппа всегда готова к экспериментам. Одна из самых удачных постановок театра – мюзикл «Семейка Аддамс» – взяла «Золотую маску», главную театральную премию страны.

В городе, где всего 800 тысяч жителей, из которых, как это происходит везде и всегда, небольшой процент ходит в театр, работать на четыре сцены очень сложно. У тюменцев крутая команда, последние 13 лет маркетинг на высоком уровне. В штате есть спецотдел – «отдел притяжения», как шутливо называют его в коллективе. Там работает дизайнер, создающий всю визуальную картинку вокруг театра. Коммерческий директор придумывает много разных акций. В то же время политика Тюменского большого – приучить зрителя к тому, что театр – это дорого, ведь речь идет о живых эмоциях. Чем больше театр заработает, тем больше у него возможностей выпускать такое большое количество премьер и обновлять репертуар. Зрителю в Тюмени в ожидании новенького скучать не приходится.

«Новеченто.1900-й»

В Махачкалу театр привез пять спектаклей. Для детей гости показали «Сказки 1001 ночи» – спектакль по мотивам арабских сказок. Детишки живо реагировали на представление, хором откликались на приветствие со сцены «салям алейкум», вызвав сначала удивление, а потом и неожиданную радость у артистов, которые не привыкли к такой реакции маленьких зрителей у себя в городе. Спектакль – лауреат III Международного Большого детского фестиваля 2020 года в Москве.

Ещё одна музыкальная постановка, уже для взрослого зрителя, – мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголевская проза по-новому зазвучала на сцене Тюменского театра, получив великолепную огранку яркими музыкальными номерами, задорными танцами и даже фокусами, которыми удивляет публику экспрессивный и очень даже симпатичный Чёрт (артист Александр Кудрин, ставший в 2023 г. за эту работу номинантом Национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший исполнитель роли второго плана»).

Невероятные костюмы, яркая сценография, колоритные актёры сделали спектакль событием для махачкалинского зрителя. Музыкальные комедии – жанр востребованный. И следующая постановка тюменцев – спектакль «Ханума» В. Константинова и Б. Рацера по мотивам пьесы А. Цагарели, вызвала живейший интерес и заслужила овации местной театральной публики.

Спектакль режиссера-постановщика и балетмейстера Николая Реутова стал еще одной версией знаменитого мюзикла композитора Гии Канчели. И хотя совсем недавно в Русском театре им. М. Горького состоялась премьера «Ханумы», зрители с удовольствием вновь окунулись в весёлые перипетии сюжета о двух свахах старого Тифлиса.

Но всё же хочется больше сказать о замечательной работе Сергея Осинцева в моноспектакле «Новеченто. 1900-й».

Это знаменитая история Алессандро Барикко о гениальном пианисте. Он всю свою жизнь прожил на корабле, так и не сойдя на берег. История о счастье, которое у каждого свое, о мечте о жизни и страхе перед ней и, казалось бы, странном желании увидеть океан у человека, плывущего по нему бесконечно.

Лауреат нескольких театральных фестивалей, спектакль сидит в голове и сердце, заставляя думать о нем и переживать его вновь и вновь. Это действительно масштабная работа Сергея Осинцева, сумевшего около двух часов держать зал, заставляя его следить за каждым своим движением и ловить каждое свое слово.

Огромное впечатление производят сценография и, конечно же, оригинальная музыка Фаустаса Латенаса, написанная к постановке.

Заключительным аккордом в гастрольный программе Тюменского большого драмтеатра стал «Тартюф», еще один спектакль Александра Баргмана, проявляющий высокий профессионализм актёров, чувство стиля художника-постановщика и хореографа.

Зритель увидел в давней, известной всему миру истории черты современности. Ведь классика действительно не стареет. Ирония и тонкий юмор всегда играют на руку представлению, со вкусом и глубоко обыгранная отнюдь не новая тема становится актуальной и востребованной.

С исполнителем главной роли Николаем Аузиным участники пресс-конференции уже встречались. Но, увидев на сцене, трудно было сразу узнать его в этом ханжески добродетельном, при этом наглом и отвратительно лживом персонаже. Такова сила перевоплощения. «Тартюф» театра из Тюмени сделан талантливо – так говорили зрители, обсуждая спектакль в антракте и после его завершения.

Тюменцы хотели оставить у дагестанского зрителя яркие впечатления о себе. И это случилось. Но и дагестанцы покорили гостей своей теплотой и гостеприимством. Теперь их очередь встречать наших актёров и удивлять сибирскими достопримечательностями. Там действительно есть что посмотреть. Но главное – контакт, точки соприкосновения между двумя театрами найдены. А гастроли – всегда праздник, ведь это возможность посмотреть, как движется театральный мир.

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

108
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

13
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

95
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

16
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

19
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

17
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...