Большой в гостях у Русского
Махачкала в последние годы принимает у себя очень разные и зачастую известные всей стране творческие коллективы. Возможность обмена театральным опытом, популяризации театрального искусства и привлечения в театральные залы всё большего числа зрителей дает программа Росконцерта «Большие гастроли».
Тюменский большой драматический театр стал очередным, весьма дорогим для нас гостем. Коллектив из Сибири в Дагестане впервые, к тому же, как оказалось, тюменцы только-только начали осваивать юг России. Хочется верить, что эти обменные гастроли между двумя театрами станут началом крепкой творческой дружбы. Уже в октябре нынешнего года Русский театр им. М. Горького отправится в свои большие гастроли, включающие города Тюмень, Иваново, Калугу и Москву.
Об этом рассказал директор театра Тимур Магомедов, открывая пресс– конференцию в день старта тюменских показов.
Несколько интересных фактов о театре из Тюмени.
Это самый крупный по площади драматический театр в России (36 тыс. кв. м). Так почему бы не взять в свое наименование слово «большой»?
«Такое название даёт нам своеобразную планку, к которой надо двигаться. Нужен, значит, и малый театр в нашем городе», – говорит руководитель Тюменского большого драмтеатра Сергей Осинцев. Он считает, что театр, вызывая эмоции и создавая праздник, вполне может претендовать на статус градообразующего предприятия. Если нет театра в городе, то люди из него уезжают.
Еще одна особенность театра из Тюмени – здесь нет главного режиссёра.
«Почему мы отказались от главрежа? Я сам актер, работаю в нашем театре 30 лет, по сути взял на себя художественное руководство. Знаю, часто бывает так, что главные режиссёры не подпускают к своему театру режиссеров-постановщиков талантливее себя, не дают шанса актёрам играть с разными мастерами. Наш опыт дал возможность труппе познакомиться и поработать с огромным числом талантливых режиссёров со всей страны, которые привозят с собой свою команду – художников, хореографов, композиторов, авторов произведений. Всё это позволило нам создать такую универсальную труппу, с которой мы работаем и в драматическом направлении, и ставим мюзиклы», – разъясняет позицию театра его руководитель.
У тюменцев четыре сцены. В год выпускается 12 премьер, играется 600 спектаклей. Впечатляет. Представления идут каждый день, так команда привыкла интенсивно работать, и потому неудивительны и результаты. За последние 12 лет Тюменский большой стал одним из лучших региональных театров страны. По разным параметрам, в том числе и по количеству привлечённых зрителей по программе «Пушкинская карта». Надо омолаживать зрительный зал, считают в руководстве театра, работать на разную аудиторию. Труппа всегда готова к экспериментам. Одна из самых удачных постановок театра – мюзикл «Семейка Аддамс» – взяла «Золотую маску», главную театральную премию страны.
В городе, где всего 800 тысяч жителей, из которых, как это происходит везде и всегда, небольшой процент ходит в театр, работать на четыре сцены очень сложно. У тюменцев крутая команда, последние 13 лет маркетинг на высоком уровне. В штате есть спецотдел – «отдел притяжения», как шутливо называют его в коллективе. Там работает дизайнер, создающий всю визуальную картинку вокруг театра. Коммерческий директор придумывает много разных акций. В то же время политика Тюменского большого – приучить зрителя к тому, что театр – это дорого, ведь речь идет о живых эмоциях. Чем больше театр заработает, тем больше у него возможностей выпускать такое большое количество премьер и обновлять репертуар. Зрителю в Тюмени в ожидании новенького скучать не приходится.
В Махачкалу театр привез пять спектаклей. Для детей гости показали «Сказки 1001 ночи» – спектакль по мотивам арабских сказок. Детишки живо реагировали на представление, хором откликались на приветствие со сцены «салям алейкум», вызвав сначала удивление, а потом и неожиданную радость у артистов, которые не привыкли к такой реакции маленьких зрителей у себя в городе. Спектакль – лауреат III Международного Большого детского фестиваля 2020 года в Москве.
Ещё одна музыкальная постановка, уже для взрослого зрителя, – мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголевская проза по-новому зазвучала на сцене Тюменского театра, получив великолепную огранку яркими музыкальными номерами, задорными танцами и даже фокусами, которыми удивляет публику экспрессивный и очень даже симпатичный Чёрт (артист Александр Кудрин, ставший в 2023 г. за эту работу номинантом Национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший исполнитель роли второго плана»).
Невероятные костюмы, яркая сценография, колоритные актёры сделали спектакль событием для махачкалинского зрителя. Музыкальные комедии – жанр востребованный. И следующая постановка тюменцев – спектакль «Ханума» В. Константинова и Б. Рацера по мотивам пьесы А. Цагарели, вызвала живейший интерес и заслужила овации местной театральной публики.
Спектакль режиссера-постановщика и балетмейстера Николая Реутова стал еще одной версией знаменитого мюзикла композитора Гии Канчели. И хотя совсем недавно в Русском театре им. М. Горького состоялась премьера «Ханумы», зрители с удовольствием вновь окунулись в весёлые перипетии сюжета о двух свахах старого Тифлиса.
Но всё же хочется больше сказать о замечательной работе Сергея Осинцева в моноспектакле «Новеченто. 1900-й».
Это знаменитая история Алессандро Барикко о гениальном пианисте. Он всю свою жизнь прожил на корабле, так и не сойдя на берег. История о счастье, которое у каждого свое, о мечте о жизни и страхе перед ней и, казалось бы, странном желании увидеть океан у человека, плывущего по нему бесконечно.
Лауреат нескольких театральных фестивалей, спектакль сидит в голове и сердце, заставляя думать о нем и переживать его вновь и вновь. Это действительно масштабная работа Сергея Осинцева, сумевшего около двух часов держать зал, заставляя его следить за каждым своим движением и ловить каждое свое слово.
Огромное впечатление производят сценография и, конечно же, оригинальная музыка Фаустаса Латенаса, написанная к постановке.
Заключительным аккордом в гастрольный программе Тюменского большого драмтеатра стал «Тартюф», еще один спектакль Александра Баргмана, проявляющий высокий профессионализм актёров, чувство стиля художника-постановщика и хореографа.
Зритель увидел в давней, известной всему миру истории черты современности. Ведь классика действительно не стареет. Ирония и тонкий юмор всегда играют на руку представлению, со вкусом и глубоко обыгранная отнюдь не новая тема становится актуальной и востребованной.
С исполнителем главной роли Николаем Аузиным участники пресс-конференции уже встречались. Но, увидев на сцене, трудно было сразу узнать его в этом ханжески добродетельном, при этом наглом и отвратительно лживом персонаже. Такова сила перевоплощения. «Тартюф» театра из Тюмени сделан талантливо – так говорили зрители, обсуждая спектакль в антракте и после его завершения.
Тюменцы хотели оставить у дагестанского зрителя яркие впечатления о себе. И это случилось. Но и дагестанцы покорили гостей своей теплотой и гостеприимством. Теперь их очередь встречать наших актёров и удивлять сибирскими достопримечательностями. Там действительно есть что посмотреть. Но главное – контакт, точки соприкосновения между двумя театрами найдены. А гастроли – всегда праздник, ведь это возможность посмотреть, как движется театральный мир.