Сетевое издание «Дагестанская правда»

17:00 | 31 марта, Пт

Махачкала

Weather Icon

Давая импульс новому искусству…

A- A+

Преемственность национальной культуры, сохранение традиций, а значит, корневой основы, идентичности, в основе которой заложена вековая система духовно-нравственных ценностей в условиях мощных глобализационных процессов, сегодня приобретают особое значение.

Благая цель — сохранить уникальные культурные,  исторические памятники, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыку, хореографию- рассматривается учеными в  тесной связи с новыми направлениями, давая импульс новому искусству, создавая образцы, претендующие на, может быть, каноны, но при условии  сохранения уникального народного искусства, создаваемого веками.

На  международной научно- практической конференции, организованной ИЯЛИ ДНЦ РАН, с целью обсудить эту животрепещущую тему собрались северокавказские ученые, представители других российских регионов. Их объединяло общее, что лежит в основе научных исследований, проблематике современной художественной культуры- бережное отношение к источникам народного искусства, уходящего в глубь веков. По  мнению ученых, это и  есть то главное, что уравновешивает и позволяет гармонично трансформировать древнее искусство в современное.

По мнению, члена-корреспондента МААМ В. Бесолова, в эпоху интеграции национальных культур, глобализации перед малочисленными коренными горскими народами должна быть поставлена проблема первостепенной важности и государственной значимости — вопреки  социально-политическим  тенденциям всеобщей унификации, сохранять языковую специфику, культурную уникальность и этническую идентичность.  Важно сберечь  неповторимость своего  национального образа, эстетическую выразительность. Именно это- судьбоносная проблема, состоящая из целого комплекса сложных вопросов прогрессивного общества.

Давая оценку архитектурному облику древнего Дагестана, ученый обратил внимание на некую  последовательность в облике жилища горцев,  мудрую устроенность башенного и тухумного архитектурного стиля, мотивированного процессом разрастания семьи, родовой патриархальности. Рассматривая культурную идентичность в разрезе современного развития общественных отношений, он отметил, что для нынешних специалистов по истории, национальным проблемам архитектуры и градостроительства актуальной остается  проблема разработки методики и научных основ проектирования нового жилища горцев,  соответствующих особенностям национального образа и мышления, потребностям и социальному заказу полиэтничного Дагестана.

Не осталась без внимания ученых  тема национального музыкального стиля дагестанского искусства.  Кандидат культурологии Т. Мусаев обратил внимание на  общеупотребительный термин многонационального песенно-языкового  плюрализма в условиях существующих  многочисленных этнических групп, сформировавших свою интонационно-языковую среду.  

— Можно констатировать, что национальная культура народов Дагестана  изучена и трансформирована во всех профессиональных жанрах,- сказал он.- В этот сплав внедрились техники современного письма,  музыкальной риторики, особые исполнительские приемы, призванные донести до стороннего слушателя глубину и самобытность народной песни. Через подобный опыт проходит любая звуковая цивилизация, ставя конечной целью выявление национального музыкального стиля и его звуковое «маркирование».

В выступлениях ученых были затронуты проблемы  концептуальной идеи единства в многообразии, формирования исторической культуры, художественных промыслов и ремесел на основе народного искусства, неизменного и пока не повторимого современниками.        

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»