Купить PDF-версию
17:27 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
10:54 20.05.2011

Детство наших бабушек

История развития декоративно-прикладного искусства всегда включает этап, когда предметы из разряда бытовых становятся декоративными, их эстетическое значение начинает играть не меньшую роль, чем функциональное. Собственно, само понятие «декоративно-прикладное искусство» включает в себя оба смысла, воедино соединенные в этом определении.

Выставка «Изящные игрушки веков» представляет обширный материал из коллекции ДМИИ, начиная с XVIII и до начала XX вв. из коллекций западноевропейского, русского и дагестанского искусства. Это различные предметы быта, предметы роскоши, в которых именно их эстетическая функция: украсить быт, подчеркнуть статус их владельца, ставится на первое место. В экспозиции представлены разнообразные изделия из фарфора: лампы, вазы, шкатулки, предметы дамского туалета; сумочки, флакончики для духов, пудреницы, веера и т.д., которые одновременно представляют собой предметы искусства высочайшего художественного уровня.

Первый раздел выставки посвящен искусству Западной Европы, представленный  в гравюрах и в декоративно-прикладном искусстве – прежде всего в фарфоре. Долгое время секретом изготовления фарфора владели только в Китае, и он представлял государственную тайну. Только в 1709 г. немецкие ученые открыли секрет изготовления фарфора, и уже в 1710 г. в Мейсене появилась первая фабрика. Самый ранний экспонат коллекции – масленка в виде куропатки, изготовленная по модели известного мастера Кендлера, работавшего на этом заводе. По его эскизам в середине XVIII в. (1745-1747 гг.) была выполнена серия работ в виде животных. В экспозиции представлены различные предметы быта, а также декоративные скульптурные группы и фигуры, изготовленные на Мейсенской фабрике.

Спустя 30 лет, в 40-е годы XVIII в. секрет изготовления фарфора открыли и во Франции. Первая Французская мануфактура появилась в Севре. На Севрской мануфактуре в 1778 –1779 гг. был изготовлен по заказу российской императрицы Екатерины II великолепный столовый сервиз «бирюзовый с камеями».

Использовался  он в особо торжественных случаях. В нашем собрании есть точная копия блюда из этого сервиза, выполненная в первой четверти XIX в. на императорском фарфоровом заводе.

В экспозиции представлен и английский фарфор – знаменитые ведждвудские вазы, получившие название по имени изобретателя «яшмовой» массы Джозайи Ведждвуда.

Почти одновременно с Францией благодаря усилиям Д.И. Виноградова секреты фарфора открыли и в России. В 1744 г. начал работать первый фарфоровый завод. В 1756 г. по заказу императрицы Елизаветы Петровны был изготовлен сервиз, известный под названием «собственный». В экспозиции музея представлено блюдо из этого сервиза, но выполненный позднее – в 1838 г. Подобные «доделки» делались на императорском заводе в связи с тем, что императорские сервизы в процессе использования бились и требовалось изготовление новых точных копий.

Интересный раздел выставки представляют гравюры императоров и императриц из собрания нашего музея. Подобные гравюры, выполненные с известных портретов правителей, широко бытовали и в России, и за границей, выполняя функцию еще не появившейся фотографии. Галерея российских императоров и императриц начинается с Петра I и его дочери императрицы Елизаветы Петровны и заканчивается великолепными живописными портретами Александра II и его супруги Марии Александровны. Изящные вещи той эпохи: флаконы, пудреницы, каминные часы, дорожная шкатулка дополняют представление о той эпохе.

Третий раздел нашей выставки представляет искусство второй половины XIX – начала XX вв. Очень интересные экспонаты представлены музеем-заповедником «Царицыно» (Москва). Это дамские сумочки, кошельки, кисеты, украшенные бисером середины и второй половины XIX в., и два дамских платья 1910-х годов. Коллеги из Царицыно передали нам фотографию владелицы одного из платьев – неизвестной актрисы, запечатленной в нем. Надо сказать, что экспонаты из московских музеев впервые выставлены в Дагестане после очень длительного – не менее 30-летнего перерыва.

Строя экспозицию, мы провели параллель между светскими дамскими костюмами, бытовавшими в Петербурге и в Дагестане, представив в экспозиции женское платье богатой дагестанки и фотографии жен Кази-Кумухского хана и Шамхала Тарковского. А рядом с дамскими сумочками российских женщин мы представили сумочки «бохча»,  богато украшенные золотой вышивкой, широко бытовавшие у дагестанок. Также мы представили отдельную витрину с элементами нарядного женского дагестанского костюма: штанами, платком и туфлями, украшенными золотой вышивкой. Отдельную витрину мы посвятили атрибутам состоятельного горца: дорогим портсигарам, табакеркам, патронташам, газырям с серебряной насечкой, а также две фарфоровые скульптуры: осетина и имеретинца из серии «Народы России», выполненные на заводе Гарднера в 1880-х гг. В этой серии также была выпущена фигура лезгина, которая, к сожалению, отсутствует  в нашей коллекции.

Украшением этого раздела являются знаменитые Гагаринские акварели из цикла «Кавказские костюмы».

Этот уникальный материал, интересная концепция, широкий исторический охват выставки, безусловно, интересны многочисленным посетителям выставки самых различных художественных пристрастий.

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

11
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

69
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

40
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

12
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

41
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

22
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

33
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...