X
08:22 17.01.2020

Для невесты – легче лебяжьего перышка

Когда в селах праздник, игнорировать его нельзя, надо ехать немедленно. Потому как в этот день на свет выносят всё: дом, уклад, традиции, обычаи, рассказы и много чего еще.

В прошлом году в октябре на 90-летие Табасаранского района приехали тысячи людей со всей республики. Мы уже рассказывали, что юбилей отметили широко, с размахом. Сейчас не о нем, а о том, что осталось за кадром: историях, которые надо выдерживать, как вино.

Сколько было сказано слов, пожеланий, сколько спето песен, сколько раз ноги пускались в пляс и сколько было съедено чуду – не счесть!

Шейхмагомед Гаджимагомедов плетет метелки из березовых прутьев. Валида Агасиева угощает традиционным десертом — халвой. Их соседка Дженнет Агарагимова учит правильно сбивать шерсть. И когда в руки попадает палка, сразу становится не до разговоров: отбить шерсть надо так, «чтобы она стала легче лебяжьего перышка». В этом деле нужны силы, а времени в обрез.

– Сбить надо так, чтоб невесте на новых подушках сладко спалось, – подсказывает Дженнет Агарагимова.

И по сей день в приданое дают шесть пар подушек из овечьей шерсти, два матраса и два толстых, как вы уже поняли, шерстяных одеяла. Ну и ковры, разумеется, куда же без них! Чем больше ковров, тем богаче невеста. Разница лишь в том, что раньше каждая мама собственноручно готовила приданое, а сегодня можно заказать, но обязательно не пять, а шесть подушек! Так повелось. А если повелось, то лучше не лезть с нововведениями: вдруг это не просто так, а со смыслом, с пожеланиями долгой и счастливой жизни.

Кстати, знаменитые на весь мир табасаранские ковры начинаются с обрезки, мойки, сушки и сбивания шерсти.

Гулизар Ярмагомедова, как и многие умелицы ее возраста, ткет ковры с самого детства. Как ходить научилась, так и стала бегать к бабушкиному станку. Плотные хлопчатобумажные нити туго и тесно натягивают на раму параллельно друг другу, точно стальные струны.

Магические ритуалы были у всех народов. Табасаранцы тоже на всякий случай отгоняли злых духов. Сижу, значит, все еще отбиваю шерсть «как надо». А женщины все рассказывают, и так живо представляется картина, будто не люди в затертых джинсах и черных туфлях останавливаются возле нас, а свадебный поезд.

Вот послушайте. Детей обручали с колыбели, как и у многих народов, отцы обменивались кинжалами. Жених и невеста старались не показываться друг другу. Невеста обычно при виде жениха пряталась, дабы не нарушать существующие адаты и избежать пересудов. А в день свадьбы все гости невесте носили не деньги, а отрезы шелка, дорогущие платки. Когда невеста переступала двор жениха, на ее голову сыпалось зерно с сахаром, и родственники проговаривали: «Чтобы жизнь твоя была сладкой и зерно в доме никогда не заканчивалось!». Губы смачивали медом. Не для того, чтобы опять жить сладко было, а чтобы злой никогда не была. А потом усаживали ей на коленки мальчика (здесь все понятно – чтобы мальчик родился первым).

Я уже почти распрощалась с новыми знакомыми, как вновь пришлось ахать и охать: «Да вы что?! Да не может быть!». А оно было и уже в моих руках, перед моими глазами – нагрудный фартук, сплошь увешанный старинными монетами разных эпох, и весил раритет шесть килограммов чистого серебра!

– Идем, идем, я тебе расскажу, – зазывала меня Галимат Гаджиомарова, мастерица «радостных» шерстяных носков. – В нем выходила замуж еще моя прабабушка. И передается он по наследству не дочери, а невесте сына, и она передаст его своей невесте.

– А если не будет сына, дочери подарят?

– Как это не будет сына? Конечно, будет, даст Аллах.

Во время нашей беседы звучала музыка, и в люльке под песнопения зевал младенец.

В табасаранской семье всегда хотели первенца мальчика. Для этого ещё во время свадьбы выполняли различные ритуалы. Автор книги «Табасараны. История, культура, традиции» вице-президент Международного общественного фонда им. Расула Гамзатова Габибат Азизова рассказывает, что невесту провожал из дома родителей обязательно мальчик-подросток, в доме жениха ей сразу сажали на колени по очереди маленьких мальчиков с пожеланиями семи сыновей и одной дочки.

Табасаранцы, по ее словам, относятся к детям с большой любовью, рождение ребёнка воспринимается как праздник. Считается, что чем больше детей у женщины, тем она счастливее. Бездетность для семьи воспринимается как несчастье. Бездетную невестку долго водили по святым местам – «пирам». Обычно посещали село Имшниг, где были магические камни с отверстиями. Женщина должна была обойти их три раза и столько же раз пролезть через отверстие.

Чаще всего посещали святое кладбище сорока мучеников – арабов «Кырхляр», погибших в Дербенте за веру мусульман (кстати, именно оттуда, как считается, и началось распространение ислама в Дагестане и России). Там до наших дней сохранилась каменная колыбель. После чтения молитв и жертвоприношения женщина раскачивала колыбель. Если она раскачивалась легко и долго, считалось, что у неё обязательно появится ребёнок. А если через определённое время в доме рождался ребёнок, то устраивали праздник с приглашением родственников, раздавали пожертвование.

Сообщение о рождении первенца-мальчика щедро награждалось подарком. Сын всегда считался продолжателем рода. Именем его нарекали через 2-3 дня. Собирались родственники, приглашали муллу, читали специальные молитвы. Мулла трижды произносил имя в ухо младенца. Обычно детям давали имена дедушек, бабушек, но более распространенными были имена пророка Мухаммеда (с.а.с.) и его сподвижников.

Если ребёнок болел, имя меняли, вешали на его одежду амулеты – «гьяйкал» от порчи и сглаза, лицо малыша мазали сажей. При простуде его натирали топлёным козьим жиром. После 40 дней детям брили волосы, ногти стригли гораздо позже. Через несколько дней ребёнка укладывали в специальную деревянную люльку-качалку, пели колыбельные песни. Первый выпавший зуб забрасывали на крышу дома, чтобы сын рос высоким и красивым.

Тэги:
традиции,

Похожие

Бык «перебросил» земной шар и…

92
Народные гуляния, песни, пляски, сценические постановки,...

Банный день 500 лет назад

120
Рассказывают, что раньше практически возле каждой мечети в Дербенте были хамамы, так как без...

Ночь весны

77
Когда на горе Хадар начнут таять снега, значит, наступила весна. И в Тпиге будут готовиться к...

И весна будет щедрой на всходы

33
Со стародавних времен у народов Дагестана вместе с...

Праздник из глубины веков

262
В Год культурного наследия народов России, объявленный Президентом страны В. Путиным, важно...

Бабка меня не посолила, или Как заговорить на счастье

200
В селении Атланаул праздник: в...

Кувшин всё расскажет

3349
– Идите, идите, мои красавицы, за холодной родниковой водой, пусть с каждым глотком ваша...

Народная педагогика здоровья

41
Здоровый образ жизни – насущная и естественная потребность каждого народа и неотъемлемая...

Статьи из «Культура»

Покорили сердца петербуржцев

0
В Северной столице зазвучали горские мотивы – Дагестанский государственный театр кукол по...

«На два дня вы забудьте про меня…»

28
В марте этого года ушел из жизни талантливый певец и...

Мы пишем летопись Победы!

43
С первых же дней начала спецоперации на Украине журналисты «Дагестанской правды» начали...

Линия плюс форма

8
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Наш ответ «Османам»

217
Ох уж эта мода на иностранные сериалы! Во времена моего детства все просто фанатели от...

Победный месяц

21
Нынешний год особенный для всех россиян, он проходит под знаком празднования 80-летия Победы...

История Дагестана и музей

11
В экспозиции Национального музея РД им. А. Тахо-Годи представлена картина «Андалал. 1741 г....

Она считала себя гусаром

8
Фильм «Гусарская баллада» по праву входит в золотой фонд советского кино. В нем...

Поющее сердце Таиры

9
Село Ахты считают жемчужиной Дагестана. Здесь всегда солнечно, а где солнце, там и сочные...

Гиви Валиев: «Хочу говорить о своем времени»

88
Наша газета продолжает рассказ о победе...

За каждой картиной – история

22
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...

Прошлое в настоящем

211
Такого зрелища Буйнакск не видел уже много лет. Колонна музейных работников со всего...