Купить PDF-версию
06:58 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
10:18 25.02.2022

И весна будет щедрой на всходы

Со стародавних времен у народов Дагестана вместе с материальной культурой параллельно складывалась художественная культура особого типа. Становление и развитие творчества в горной части тогдашнего региона создавалось в соответствии со своими представлениями нравственности жизненных основ.

Население высокогорных сёл мало общалось с людьми других анклавов, потому их художественное творчество, присущее именно тому селу, где родилось, имело вполне определённую локализацию. Менялось время, а вместе с ним жизнь сёл становилась более коммуникабельной, но определённые народности старались сохранить огромный пласт своей культуры, в основе которой обряды, обычаи, традиции. Вот и жители села Талух, что в Чародинском районе нашей республики, с древнейших времён сохранили зимний обрядовый праздник Урхобай, один из любимых народных торжеств в селе, и проводят его за месяц до календарного наступления весны, то есть в феврале. Праздник, предвещавший веселье, ждут не только талухцы, но и жители соседних сёл.

Подготовку к Урхобаю талухцы начинают ещё с осени. Мальчишки собирают хворост, солому и в определённых местах хранят это до наступления праздника. К хворосту и соломе добавляют большое сухое дерево, которое срубают в лесу.

В определённый февральский день по обычаю глашатай села рано утром с высокой крыши оповещает сельчан о начале праздника и приглашает их к участию. Мальчишки толпой устанавливают то самое заготовленное с осени дерево и называют тех, кто должен к нему поднести солому, хворост и всё, что составит будущий костёр. Если выкрикивают имя мальчика, который в силу возраста не в силах нести охапки хвороста, ему помогают взрослые члены его семьи. Дети постарше обкладывают дерево до самой макушки заготовленным легковоспламеняющимся материалом.

Под весёлые шутки и смех выбирают ответственного за праздник и ему вручают гач – особую палку блюстителя порядка (длинная рукоятка с массивным шаровидным концом). С наступлением сумерек разжигают костёр. Весь джамаат со своих крыш смотрит за происходящим, возносит молитвы Всевышнему: «Пусть огонь сжигает как хворост все горести, болезни, бедность, беды сельчан. Всё, что мешает благодатной жизни, сгорит в огне».

Костёр горит долго. Тем временем все веселятся вокруг пожирающего их беды огня. Когда костёр догорает, все во главе с ответственным за праздник идут на сельский годекан, где уже собрались аксакалы. Сельчане демонстрируют своё творчество – играют на пандуре, поют, оглашают шуточные стихи местных стихотворцев… Каждый участник обязательно должен выполнить часто смешные, игривые условия старших. Те в свою очередь поощряют заранее заготовленными подарками. Ребята постарше обходят село с мешочками, распевая у каждого порога пожелания благополучия с приходом весны. Хозяева угощают их фруктами, печеньем, конфетами, приготовленным мясом.

После своеобразного концерта на годекане начинается настоящее пиршество. Вот тут-то и идёт в ход палка блюстителя порядка. Тот, кто нарушает порядок трапезы, испытывает тяжесть рукоятки с набалдашником. После общего пиршества с юмором, весельем, музыкой дети расходятся по домам. Но на этом проводы зимы не заканчиваются.

На следующий день на годекане собирается взрослая часть мужчин села, и праздник продолжается также всеобщим весельем, совместной трапезой, где главным блюдом является ритуальная каша из злаков – мугъ. Этим праздником сельчане призывают весну быть щедрой на будущий урожай.

Похожие

Бык «перебросил» земной шар и…

50
Народные гуляния, песни, пляски, сценические постановки,...

Банный день 500 лет назад

61
Рассказывают, что раньше практически возле каждой мечети в Дербенте были хамамы, так как без...

Ночь весны

57
Когда на горе Хадар начнут таять снега, значит, наступила весна. И в Тпиге будут готовиться к...

Праздник из глубины веков

161
В Год культурного наследия народов России, объявленный Президентом страны В. Путиным, важно...

Повернуть солнце

75
Весна, лето, осень – сезоны, когда в сёлах Дагестана работать приходилось не покладая рук....

Бабка меня не посолила, или Как заговорить на счастье

131
В селении Атланаул праздник: в...

Кувшин всё расскажет

1922
– Идите, идите, мои красавицы, за холодной родниковой водой, пусть с каждым глотком ваша...

Народная педагогика здоровья

25
Здоровый образ жизни – насущная и естественная потребность каждого народа и неотъемлемая...

Таинственная ладонь

251
Если бы люди в прошлом не верили в силу каких-то предметов, не наделяли их...

Мёд горской жизни

251
Каждое село Дагестана уникально как своим месторасположением, так и укладом жизни его...

Встретимся у родника

384
«Говорят, вот в том разрушенном ауле было двенадцать целебных родников. Родник от болезни...

Статьи из «Культура»

В ее руках гармонь оживает

4
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

8
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

52
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

24
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

115
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

43
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

15
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

10
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

43
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...