Купить PDF-версию
00:37 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
08:36 15.10.2021

Кувшин всё расскажет

– Идите, идите, мои красавицы, за холодной родниковой водой, пусть с каждым глотком ваша жизнь наполняется радостью и счастьем. Набирайте и не забывайте сохранить родник для своих потомков, как это сделали наши предки для нас. Храните, любите обычаи своего народа, – говорила бабушка Патимат из Мокока.

У родника молодые горцы присматривали себе невесту, а кувшин подсказывал, на кого можно обратить внимание, а на кого смотреть категорически запрещается. Незамужние девушки брали с собой изящный сосуд с утонченным горлышком, замужним полагался сосуд с коротким горлышком.

И один из главных послесвадебных обрядов – выход невесты к роднику за водой. Нарядная невеста идет по селу, вместе с ней родственницы и подруги. А родник уже захвачен молодежью – требуют выкуп, откупаются сладостями. Невеста наполняет кувшин водой, ее в это время осыпают орехами, сахаром, монетами, которые тут же подбирают дети. Наполнив сосуд до краев, по возвращении домой невеста первым делом поит мужа. И с этого момента ей разрешается ходить одной за водой и называть родителей мужа отцом и матерью.

– Раньше воды в каждом доме не было, и местным жителям приходилось носить её из родника. За водой ходили женщины. В кумыкском доме обязательно было иметь в хозяйстве два вида сосудов для воды: это большой – ахчалыкъ и средний – хаба. Они составляли обязательную часть приданого невесты. Их передавали из поколения в поколение. Такие ёмкости изготавливались из меди, поверхность их лудили. Кумыкские сосуды для воды отличались изяществом форм, но на них не было узоров. Незначительные узоры могли отчеканить на крышке и иногда на ручке, – рассказывает заведующая Карабудахкентским историко-краеведческим музеем (филиал Национального музея РД им. А. Тахо-Годи) Ханза Алиева. – Большой кувшин имел длинное узкое горло и ручку. Отличительная черта его – широкая ножка в виде подставки и крышка, которая украшалась пикообразной ручкой. Таких особенностей у среднего кувшина нет, он был предельно простым и практичным – широкое дно с сужающимся горлышком. Маленькие девочки за водой ходили со средним сосудом, а незамужние девушки, которые достигли определенного возраста, брали к роднику большой. Его изящно носили на плече. Замужние девушки и женщины, несмотря на возраст и социальное положение, когда шли за водой, брали оба кувшина. По традиции большой кувшин девушка надевала на правое плечо, а средний брала в левую руку.

По возвращении с родника домой невеста первым делом поит из кувшина мужа. И с этого момента ей разрешается ходить одной за водой и называть родителей мужа отцом и матерью

Большой кувшин, который девушка надевала на плечо, довольно тяжелый. А если его еще и наполнить водой, то он становится и вовсе неподъемным. Но тем не менее нести его приходилось, и чтобы смягчить силу давления на плечо, кумычки шили специальные наплечники, которые подкладывали под ручку большого кувшина. Наплечник был грушевидной формы. Его плотно прикладывали с задней стороны плеча: узкой стороной вверх к плечу, широкая сторона спускалась вниз к спине, сверху надевали кувшин. Шили наплечник из плотного бархатистого материала. Он был двойной, внутрь дополнительно подкладывали куски материи. Такие наплечники шили из материала, который называли «зеле махмар», привозили его из Азербайджана. Считалось, что у этого материала есть целебные свойства и частое его прикладывание излечит болезни, хотя и не все. Кроме целебных свойств, «зеле махмар» наделяли и силой оберега, верили, что он непременно защитит от дурного глаза.

– Шили наплечник из яркого материала, часто украшали вышивкой в виде цветочного или зооморфного орнамента. Иногда вышивали солярные знаки в форме солнца и геометрических фигур, которые также должны были оберегать от сглаза и нечистой силы, – поясняет Ханза Алиева. – В общем, наплечники выполняли тройную функцию: облегчали ношение кувшина на плече, исцеляли и оберегали от дурного глаза и служили своего рода украшением наряда девушки. Нередко девушки хвастались и соревновались, чей наплечник сшит лучше, красивее.

Какой же вкусной показалась мне вода из кувшина, будто в ней растворились свежесть и аромат гор. Мучалы – это тоже кувшины для воды. И они есть в каждом кубачинском доме. Пустой весит около 10 килограммов. Мучалы носят за плечом, спереди подвязывают малый кувшин для воды – «кутка», соединяет их широкая лента.

Увидите в Кубачи женщину с мучалом за спиной – знайте, она либо идет к роднику, либо возвращается. И в какой бы кубачинский дом я ни заходила, всюду встречались мне кувшины разных форм и размеров и обязательно среди них был самый уважаемый – мучал. И в качестве подтверждения почитаемого статуса каждый кубачинец расскажет историю, как эти самые мучалы защитили село – враги повернули вспять, приняв сосуды, блестевшие на солнце, за пушки. Один из старцев приказал жителям положить на крыши своих домов мучалы горлышками к дороге. Если мучал опрокинуть набок, то издали его можно принять за пушку. С этими кувшинами в ауле Кубачи была связана и другая история. Если юноша хотел познакомиться с девушкой, он подстерегал ее у родника и просил напиться. Если горянка проворно развязывала узел и подавала кувшин, считалось, что из нее выйдет хорошая жена и хозяйка.

Похожие

Бык «перебросил» земной шар и…

50
Народные гуляния, песни, пляски, сценические постановки,...

Банный день 500 лет назад

61
Рассказывают, что раньше практически возле каждой мечети в Дербенте были хамамы, так как без...

Ночь весны

57
Когда на горе Хадар начнут таять снега, значит, наступила весна. И в Тпиге будут готовиться к...

И весна будет щедрой на всходы

22
Со стародавних времен у народов Дагестана вместе с...

Праздник из глубины веков

161
В Год культурного наследия народов России, объявленный Президентом страны В. Путиным, важно...

Повернуть солнце

75
Весна, лето, осень – сезоны, когда в сёлах Дагестана работать приходилось не покладая рук....

Бабка меня не посолила, или Как заговорить на счастье

130
В селении Атланаул праздник: в...

Народная педагогика здоровья

25
Здоровый образ жизни – насущная и естественная потребность каждого народа и неотъемлемая...

Таинственная ладонь

246
Если бы люди в прошлом не верили в силу каких-то предметов, не наделяли их...

Мёд горской жизни

251
Каждое село Дагестана уникально как своим месторасположением, так и укладом жизни его...

Встретимся у родника

382
«Говорят, вот в том разрушенном ауле было двенадцать целебных родников. Родник от болезни...

Статьи из «Культура»

Театральный мост перекинут

7
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

1
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

35
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

9
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

40
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

19
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Письмо к женщине

27
В 1924 году поэт Сергей Есенин написал свое известное стихотворение «Письмо к женщине». Это...