Дорога начинается в Дагестане
Хорошо быть молодым: перед тобой все пути открыты, и можно легко сорваться с места, чтобы попробовать что-то новое. Когда перед выпускниками Оренбургского государственного института искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей встал вопрос о работе в далеком и совершенно незнакомом Дагестане, сомнений не было. Конечно, надо ехать и попробовать себя в выбранной профессии. Новые впечатления, ощущения и… трудности. А как без этого?!
Данил Ганюшкин и Антон Артёмов (на снимке слева направо) приехали в Махачкалу командой. Главному режиссеру Русского театра Скандарбеку Тулпарову порекомендовали четырёх выпускников Оренбургского института искусств, вернее, троих. А вот Данил рекомендован не был. Но он сам обратился к Тулпарову, и тот, прослушав его запись с чтением Пушкина, тут же пригласил в труппу. Так четверо ребят из Оренбурга оказались в нашей республике.
Однако двое через два месяца уехали. А Данил с Антоном остались из того набора 2020 года вдвоем и вот уже два с половиной года успешно работают в дагестанском театре.
Они похожи своей искренностью, открытостью, любовью к выбранному делу, но в то же время разные. И путь в профессию был у каждого свой. Но вот что точно ни один из них не планировал, так это работать в Дагестане.
«Поначалу было немного удивительно, странно. Шутили с друзьями. Но опасений по поводу «сурового Кавказа», страхов на этот счет не было, – улыбается Артёмов. – Волнительно поначалу. В том плане, что новое место – ни друзей, ни родных рядом. Конечно, на наше решение частично повлиял тот фактор, что ехали мы сюда вчетвером – все-таки компания. Одному было бы менее комфортно».
Ганюшкин не сразу всё принял в Дагестане. Есть ощущение, что Махачкала пока не стала местом, где хотелось бы безоговорочно прожить всю жизнь.
«Я ещё не свыкся с местным менталитетом. Мне очень нравятся гостеприимство, дружелюбие дагестанцев, их сплочённость, чего нет у нас. В то же время замечаю некоторое отсутствие свободы в выражении своих мыслей, чувств, хотелось бы больше открытости души. Не знаю причин отъезда двух наших одногруппников, это их выбор. Но на них рассчитывали, а подводить людей нельзя», – считает Данил.
Город понемногу раскрывается.
«Мои заниженные ожидания не оправдались, – продолжает Антон, – оказалось, что Махачкала очень продвинутая, со своими фишками и приколами».
То, что город живой, отмечает и Данил: «Здесь хорошо развито частное предпринимательство. Мало государственных организаций, вот, например, заправки – все частные. И, как мне кажется, большое расслоение в обществе – нет среднего класса, есть богатые и бедные».
Артёмов скорее фаталист. Жизнь может обернуться по-разному. И он пока не уверен, уедет ли из Дагестана по истечении контракта, то есть через полгода. Главный режиссер театра заинтересован в ребятах, они задействованы во многих репертуарных спектаклях: «Мальчики» по Ф. Достоевскому в постановке С. Тулпарова, «Приключения актрисы Марыськиной» по А. Аверченко. У Антона главная роль в «Чайке» в постановке Дмитрия Павлова. На их счету роли в детских спектаклях, пользующихся неизменной зрительской любовью.
Если уж покидать театр, то точно знать, для чего и куда. Вернуться обратно в случае неудачи на другой дороге, вряд ли получится. И это справедливо, считают молодые люди.
Для актёра важно находить творческую подпитку, всегда чему-то учиться, и наши герои часто бывают на спектаклях своих коллег в национальных театрах.
«Хороший актер не должен застревать в одном амплуа, – уверен Ганюшкин. – Мне бы очень не хотелось быть только характерным актером, кем я сейчас являюсь и на что, собственно, меня позвал Скандарбек Даниялович. Я хочу серьёзных драматических ролей, каких у меня еще не было».
Антон соглашается с ним: в театре иногда можно получить роль, если подходишь просто по каким-то внешним параметрам. И это тоже понятно, но хочется, чтобы тебе дали шанс проявить себя с разных сторон, доказать себе и окружающим, что ты имеешь право быть в профессии. Однако в конце концов актер делает свое дело и выполняет задачу, поставленную режиссером.
«Мы были собой, пришли в театр с добром, и театр отвечает нам тем же», – говорят они.
Ганюшкин и Артёмов молоды, но уже задумываются о том, чтобы обзавестись семьей. Сможет ли любимое дело дать возможность содержать семью – вопрос, который волнует любого мужчину.
«Пока у меня получается себя проявить, быть разным, я не думаю о смене профессии», – отмечает Антон.
«Тут чисто мужское – внутренняя борьба. Я человек упертый, и, наверное, для меня это дело принципа: трудно представить, что из-за денег можно изменить себе, своим желаниям и бросить профессию», – считает Данил.
В свободное время он смотрит футбол, Антон пишет рэп. На вопрос: «Что будет, если полюбите дагестанскую девушку?», ответ у наших героев разный.
Данил отвечает без сомнения – «увезем». Антон не так категоричен. Он же ничего не планирует, тут уж судьба. И даже если судьба уведет молодых актеров в другие края, Русский театр им. М. Горького останется для них фундаментом, на котором строится их профессиональная жизнь. Главное – не потерять ориентиры, а если так случилось, то надо просто добавить юмора, как советует Аркадий Аверченко.