Другой мир Эдвина Конди


В Дагестанском музее изобразительных искусств проходит выставка мастера фотографии Эдвина Конди (Гусейнова). И хотя эта выставка - первая в его жизни, без сносок на это обстоятельство Эдвина смело можно назвать мастером. А как иначе? Если его работы воспринимаются не как копии действительности, а их автор - мыслящий собеседник, который рассказывает так о многом и так интересно, что хочется, как можно дольше не расставаться с ним.
Перед его фотографическими картинами можно стоять долго, рассматривая их, прислушиваться к голосу вечности, голосу творений рук человеческих, как, например, на фотографическом полотне с изображением внутренней улочки французской крепости ХVI века Сент-Поль де Винс, или рассматривая грациозность немолодой уже пальмы, величественность природы и ее обожествленную одухотворенность в момент, когда утомленное солнце вот-вот соприкоснется с прохладной гладью океана близ Сейшельских островов в «Закате» Эдвина Конди.
Я уверена, что все посетители выставки впервые увидели, как цветет банан. Эдвин Керимович показал нам не только красоту неописуемую. Огромный бутон, гораздо больше самих бананов, с только что начинавшими раскрываться лепестками с внутренней стороны багряно-бордовыми, а снаружи припорошенными сединой, на фоне нежных перистых облаков высокого неба так философично рассказывает о зарождении красоты не только этой с могучим стеблем ветки, но и о красоте мира в широком понимании этого слова. Любоваться этой, не поворачивается язык сказать, фотографией можно до бесконечности. Каждый штришок, прорисованный на этой плодоносящей ветке, каждая складочка гигантского лепестка бутона, стебля, уж не говоря о гроздьях бананов, — это целая ода Природе, которую прочел Э.Конди и запечатлел ее для нас. Оглянитесь вокруг, посмотрите, сколько прекрасного создала для нас Земля, любуйтесь, пользуйтесь ее плодами и берегите все, что окружает вас, безмолвно говорит художник, стараясь вызвать у нас благоговейное чувство благодарности ко всему живому.
А вот в Сингапуре такое чувство, видно, уже укоренилось в народе. Если бы не так, разве росли бы у дороги такие гордые своей красотой цветы, какие показал нам автор фоторабот под общим названием «Цветок у дороги». Глядя на них, возникает невольное чувство уважения к неведомым людям Сингапура, позволившим под ногами расцвести такому чуду, поразившему нас — людей далекой горной страны, таким великолепием изящно завитых белоснежных лепестков или буйного изумрудного куста с дивным рисунком на листьях и яркими пурпурно-красными цветами. Ведь не рвут, не топчут, не забрасывают мусором и бутылками, а берегут и любуются сами, вот и нам позволили полюбоваться, чем богата их земля.
Фотополотна Э.Конди не только великолепны для глаза, они побуждают к размышлениям, воспитывают нас красотой, формируют вкус, учат видеть прекрасное во всем — в цветении растений, в закате и восходе, во взгляде на фотопортрете, в архитектуре и даже в наклонно растущем дереве, видавшем виды на своем веку и немало пережившем. Как на фотополотне «Вечернее настроение». Старая сосна, какими-то катаклизмами наклоненная на 45 градусов, потерявшая огромные свои стволы, казалась уже обреченной, находит в себе силы тянуть свои оставшиеся ветви перпендикулярно к земле ввысь, к свету, солнцу. Возможно, она свидетель рождения разрастающегося на противоположном лазурном берегу Средиземного моря вблизи курортного французского города Антиб. Сколько всего было в ее жизни, сколько человеческих судеб прошло рядом, на старой скамейке под ее раскидистой кроной… Сколько оптимизма, жажды жизни в этом красивом старом дереве и мудрости тоже, с которой она «смотрит» на залитый заревом электричества вечерний Антиб.
Умение видеть необычное в обычном — вот главное в творчестве Эдвина Конди.
Статьи из «Культура»
На языке красоты

Песнь о «Гомере XX века»

Когда «Геба» на сцене…

Оружейная история Страны гор

Культурный визит к соседям

Финал стал апофеозом

Отдых для всей семьи

Татьяна Есенина и Махачкала

«Мир внутри меня»
