Два корифея, два мира

Сочные и ароматные дагестанские персики. Ценность их не только в неповторимом вкусе, но и в экологической чистоте, обеспеченной уникальным климатом и первозданной природой. К такому выводу приходишь, глядя на картину «Август. Сбор персиков», по праву считающуюся одним из лучших произведений Муэддина-Араби Джемала. К слову, работу над ней он завершил незадолго до смерти.
Художник сосредоточился на быте дагестанского народа, на настроении людей, на дарах родной земли. Колхозники собирают урожай в саду, а весь процесс изображен на фоне романтического горного пейзажа с расположенным у подножья гор аулом и новым зданием консервного завода. Вот спускаются ветви персикового дерева, возле которого, держась за ветку, стоит молодая женщина и кладет плоды в корзину. За ее спиной другая сборщица. Картина говорит о счастье народа, которое невозможно без радости труда и веры в прекрасное будущее.
Впервые работа, созданная в 1959 году, была показана на декадной выставке в Москве в 1960-м. Это одно из значительных полотен дагестанского изобразительного искусства начала XX в. в коллекции ДМИИ им. П. С. Гамзатовой. Особое место картина заняла в экспозиции, приуроченной к 125-летию известных художников, основоположников дагестанского изобразительного искусства Муэддина-Араби Джемала и Хас-Булата Аскара-Сарыджи.
- «Дагестанская женщина» Хас-Булата Аскара-Сарыджи
Слева от нее стоит гипсовая фигура Аскара-Сарыджи «Ханум Магомедова» (1974), посвященная звеньевой колхоза им. В. И. Ленина Сергокалинского района, первому Герою Социалистического Труда из Дагестана, справа – керамическая фигура «Ураган» (1960).
Не случайно юбилейная выставка, открывшаяся накануне в ДМИИ, объединила творчество двух корифеев. Они были не только одногодками, но и близкими по духу людьми. С их именами связана целая эпоха в истории дагестанской культуры.
В 1923 году оба поступили в Ленинградскую академию художеств, где у них был один учитель и наставник Е. Е. Лансере. Также огромное значение для становления индивидуальности молодых художников имели их поездки по районам Дагестана в составе художественной экспедиции. Первая такая экспедиция состоялась в 1921 г. под руководством 20-летнего Джемала. Молодые представители дагестанской интеллигенции были полны творческих планов. Активная вовлеченность в созидательную жизнь страны широко раздвигала границы творчества художников.
В экспозиционном отрезке, посвященном М.-А. Джемалу, 40 экспонатов, отражающих его жизнь и творчество в период с 1920 по 1960 год. Среди них – первый триптих «Дагестан», портретная серия «Ликбез», созданная во время этнографических экспедиций, «Август. Сбор персиков», «Зима в Анди», «Вечер в ауле», пейзажи, сюжетные работы, натюрморты, портреты, книжная графика, документы, личные вещи и фотоматериалы.
- «Портрет отца». М.-А. Джемал
Творчество Х.-Б. Аскара-Сарыджи охватывает 1960–1970-е гг. В экспозиции представлены монументальная скульптура и малая пластика, выполненные с использованием различных материалов и техник, включая бронзовое литье, медно-чеканные работы, латунную выколотку, белый мрамор, тонированный гипс и поливную керамику.
Открывая мероприятие, министр культуры РД Зарема Бутаева отметила, что совместная юбилейная выставка народного художника Дагестана Хас-Булата Аскара-Сарыджи и заслуженного деятеля искусств РСФСР Муэддина-Араби Джемала, как и состоявшийся ранее концерт, посвященный выдающемуся композитору, отцу дагестанской музыки Готфриду Гасанову, открывают год празднования 125-летия основоположников профессиональных видов искусств в Дагестане.
– Это подарок всем ценителям изобразительного искусства. Они действительно творили историю, были единомышленниками, создавали первые образовательные учреждения в молодой советской республике, закладывали уникальные традиции, сочетавшие в себе величайшие достижения русской культуры и невероятно богатой по содержанию многоликой дагестанской культуры, – подчеркнула министр.
- «Портрет Хавы Магомедовой». М.-А. Джемал
- «Патимат Амирханова, Гимры». М.-А. Джемал
О неоценимом вкладе великих творцов в становление и дальнейшее развитие изобразительного искусства республики говорит директор ДМИИ и куратор выставки Салихат Гамзатова.
– Обращаясь к обширному творческому наследию художников, мы видим, что их произведения – своего рода исторические документы, благодаря которым воссоздаются события прошлых десятилетий. На нас с портретов смотрят их глазами видные деятели и простые горцы, представляется уклад жизни тех лет. Уверена, что наш проект будет интересен молодому поколению и придаст новый импульс приобщению к лучшим традициям дагестанского изобразительного искусства, – поделилась она.
В мероприятии приняли участие председатель Союза художников РД Курбанали Магомедов, директор выставочного зала Союза художников РД Амирхан Магомедов, народный художник РД, директор Дагестанского художественного училища им. М.-А. Джемала Мухтар Камбулатов, студенты профильных вузов, подопечные школ искусств Махачкалы.
– Ждала с нетерпением открытие этой выставки. Вы просто вглядитесь в эти работы, сколько в них любви и тепла вложено, – делится впечатлениями зрительница Ирина Махмудова, приехавшая на вернисаж с детьми из Каспийска.
У ценителей искусства есть уникальная возможность познакомиться с творческим наследием Муэддина-Араби Джемала и Хас-Булата Аскара-Сарыджи. Выставка продлится до 16 марта.
Статьи из «Культура»
Поэтические старожилы

От костров до зелёных ростков

Прекрасное далёко…

«Песни сами ко мне приходят»

Петр I и Дагестан
