Два корифея, два мира

Сочные и ароматные дагестанские персики. Ценность их не только в неповторимом вкусе, но и в экологической чистоте, обеспеченной уникальным климатом и первозданной природой. К такому выводу приходишь, глядя на картину «Август. Сбор персиков», по праву считающуюся одним из лучших произведений Муэддина-Араби Джемала. К слову, работу над ней он завершил незадолго до смерти.
Художник сосредоточился на быте дагестанского народа, на настроении людей, на дарах родной земли. Колхозники собирают урожай в саду, а весь процесс изображен на фоне романтического горного пейзажа с расположенным у подножья гор аулом и новым зданием консервного завода. Вот спускаются ветви персикового дерева, возле которого, держась за ветку, стоит молодая женщина и кладет плоды в корзину. За ее спиной другая сборщица. Картина говорит о счастье народа, которое невозможно без радости труда и веры в прекрасное будущее.
Впервые работа, созданная в 1959 году, была показана на декадной выставке в Москве в 1960-м. Это одно из значительных полотен дагестанского изобразительного искусства начала XX в. в коллекции ДМИИ им. П. С. Гамзатовой. Особое место картина заняла в экспозиции, приуроченной к 125-летию известных художников, основоположников дагестанского изобразительного искусства Муэддина-Араби Джемала и Хас-Булата Аскара-Сарыджи.
- «Дагестанская женщина» Хас-Булата Аскара-Сарыджи
Слева от нее стоит гипсовая фигура Аскара-Сарыджи «Ханум Магомедова» (1974), посвященная звеньевой колхоза им. В. И. Ленина Сергокалинского района, первому Герою Социалистического Труда из Дагестана, справа – керамическая фигура «Ураган» (1960).
Не случайно юбилейная выставка, открывшаяся накануне в ДМИИ, объединила творчество двух корифеев. Они были не только одногодками, но и близкими по духу людьми. С их именами связана целая эпоха в истории дагестанской культуры.
В 1923 году оба поступили в Ленинградскую академию художеств, где у них был один учитель и наставник Е. Е. Лансере. Также огромное значение для становления индивидуальности молодых художников имели их поездки по районам Дагестана в составе художественной экспедиции. Первая такая экспедиция состоялась в 1921 г. под руководством 20-летнего Джемала. Молодые представители дагестанской интеллигенции были полны творческих планов. Активная вовлеченность в созидательную жизнь страны широко раздвигала границы творчества художников.
В экспозиционном отрезке, посвященном М.-А. Джемалу, 40 экспонатов, отражающих его жизнь и творчество в период с 1920 по 1960 год. Среди них – первый триптих «Дагестан», портретная серия «Ликбез», созданная во время этнографических экспедиций, «Август. Сбор персиков», «Зима в Анди», «Вечер в ауле», пейзажи, сюжетные работы, натюрморты, портреты, книжная графика, документы, личные вещи и фотоматериалы.
- «Портрет отца». М.-А. Джемал
Творчество Х.-Б. Аскара-Сарыджи охватывает 1960–1970-е гг. В экспозиции представлены монументальная скульптура и малая пластика, выполненные с использованием различных материалов и техник, включая бронзовое литье, медно-чеканные работы, латунную выколотку, белый мрамор, тонированный гипс и поливную керамику.
Открывая мероприятие, министр культуры РД Зарема Бутаева отметила, что совместная юбилейная выставка народного художника Дагестана Хас-Булата Аскара-Сарыджи и заслуженного деятеля искусств РСФСР Муэддина-Араби Джемала, как и состоявшийся ранее концерт, посвященный выдающемуся композитору, отцу дагестанской музыки Готфриду Гасанову, открывают год празднования 125-летия основоположников профессиональных видов искусств в Дагестане.
– Это подарок всем ценителям изобразительного искусства. Они действительно творили историю, были единомышленниками, создавали первые образовательные учреждения в молодой советской республике, закладывали уникальные традиции, сочетавшие в себе величайшие достижения русской культуры и невероятно богатой по содержанию многоликой дагестанской культуры, – подчеркнула министр.
- «Портрет Хавы Магомедовой». М.-А. Джемал
- «Патимат Амирханова, Гимры». М.-А. Джемал
О неоценимом вкладе великих творцов в становление и дальнейшее развитие изобразительного искусства республики говорит директор ДМИИ и куратор выставки Салихат Гамзатова.
– Обращаясь к обширному творческому наследию художников, мы видим, что их произведения – своего рода исторические документы, благодаря которым воссоздаются события прошлых десятилетий. На нас с портретов смотрят их глазами видные деятели и простые горцы, представляется уклад жизни тех лет. Уверена, что наш проект будет интересен молодому поколению и придаст новый импульс приобщению к лучшим традициям дагестанского изобразительного искусства, – поделилась она.
В мероприятии приняли участие председатель Союза художников РД Курбанали Магомедов, директор выставочного зала Союза художников РД Амирхан Магомедов, народный художник РД, директор Дагестанского художественного училища им. М.-А. Джемала Мухтар Камбулатов, студенты профильных вузов, подопечные школ искусств Махачкалы.
– Ждала с нетерпением открытие этой выставки. Вы просто вглядитесь в эти работы, сколько в них любви и тепла вложено, – делится впечатлениями зрительница Ирина Махмудова, приехавшая на вернисаж с детьми из Каспийска.
У ценителей искусства есть уникальная возможность познакомиться с творческим наследием Муэддина-Араби Джемала и Хас-Булата Аскара-Сарыджи. Выставка продлится до 16 марта.
Статьи из «Культура»
Когда поёт Месей

Очаг мудрости

Дебют режиссёра Михалкова

Свет сквозь печаль

Книга, востребованная временем

Вначале было дело

Бюст народному артисту

Дебют режиссера Михалкова

Бежта в орнаментах

В каждом движении – история

Полвека на сцене
