X
10:24 10.06.2022

Две стороны одной монеты

_ С монетами, как выяснилось в разговоре с доктором исторических наук Амирбеком Магомедовым, не всё так просто. Забегая вперёд, поясню: наши предки – искусные фальшивомонетчики, и не факт, что монеты с прабабушкиного платья не их рук дело. Мы обратились к специалистам, чтобы получить совет, как распознать «лжеца».

С появлением металлических денег начали появляться и фальшивомонетчики. Настоящие чеканщики, работавшие на российских монетных дворах, после выпуска заказанного количества монет всегда уничтожали свои штемпели, «рецепт» их изготовления считался государственным секретом. А в Дагестане официального монетного двора никогда не было. Но были «ремесленники».

Ранние письменные сведения о кубачинских имитаторах относятся к началу ХVIII века. Они касаются традиций кубачинских мастеров по изготовлению поддельных монет. Во все эпохи такие занятия запрещались государством. Нарушителей строго карали. Но так как ни один правитель Дагестана после ХIII века не имел своего монетного двора, не было в Дагестане и таких законов.

Можно предположить, что заказчиками поддельных монет часто выступали те или иные владетели, заинтересованные в закупках различных товаров в русских, закавказских торговых центрах (Кизляр, Шемаха, Нуха и др.) Этим, видимо, и объясняется возникновение кубачинского, так сказать, «монетного двора». Уже в сведениях И. Г. Гербера, относящихся к первой трети ХVIII века, подделка серебряных монет упоминается как вполне сложившийся вид кубачинского мастерства. При этом такие монеты, по словам автора, «везде берут», и их трудно отличить от подлинных, так как «имеют надлежащий свой вес серебра». Даже на таможне не могли разоблачить тонкую работу, распознать их удавалось только редким специалистам. Как свидетельствует архивный документ 1744 года, некий поручик Шапкин, докладывая в Кизлярскую гражданскую канцелярию об отбраковке иностранных монет, поступивших в качестве таможенной платы, писал, что среди них выявлено и «кубачинских 4 руб.». Указание, что это «кубачинские рубли», свидетельствует об известности и широком хождении такой «валюты». Интересно и то, что эти монеты содержали больше серебра, нежели царские оригиналы.

В исторических источниках есть сведения, что такое «ремесло» распространялось и в других районах, но в более поздний период. Так, во времена Кавказской войны, как пишет профессор В. Г. Гаджиев, до Шамиля дошли слухи, что мюрид Гижуляу, входивший «в почётную его стражу», в свободное время занимался изготовлением фальшивых монет.

Шамиль распорядился конфисковать фальшивые деньги. Мастера же лишил звания и отослал в с. Чох, откуда тот был родом. Подделкой серебряных и золотых монет промышляли также мастера Даудиле, Талха, Аби-Хассан, Гази-Чулла. Одни чеканили российские полуимпериалы, голландские червонцы, серебряные рубли, другие – мелкую серебряную монету. Вместо золота использовали «зелёную медь» (латунь), вместо серебра – олово. А для придания пущей убедительности первые золотили, вторые – серебрили.

«Такие промыслы процветали, и в середине XIX века кубачинский «монетный двор» был не единственным», – рассказывает главный научный сотрудник ИЯЛИ ДФИЦ РАН Амирбек Магомедов.

С окончательным присоединением Дагестана к России всё меньше свидетельств подобной деятельности кубачинцев. Но Д. Н. Анучин, побывавший в селе в 1882 году, лично видел фальшивые монеты, изготовленные местными умельцами. Одна из последних страниц такого «ремесла» хранится в Центральном госархиве Дагестана – судебное дело конца XIX века над кубачинцем Алтунчи Магомед-оглы. К делу прилагались и штампы для чеканки, найденные «в печной трубе». Суд приговорил мастера к 8 годам каторги. При обжаловании в Тифлисскую судебную палату срок был снижен до 5 лет. По полевым материалам известно, что кубачинец не вернулся с каторги. О нём идёт речь и в работе Р. Алиханова, в которой говорится о мастере Али (Мюллаев), который чеканил турецкие и иранские монеты, за что был арестован царскими властями.

Промысел сохранялся и в 1918–1920 годах. В этот период прибегали к дешёвому металлу (мельхиор), а монетную штамповку стали заменять упрощённой техникой – литьём. Кубачинцы называли монеты по имени одного из мастеров – юнус-къуруш («рубли Юнуса»). Такие экземпляры украшали женские наряды. Из них делали пояса, подвесные украшения. Позже чистые серебряные монеты с одежд переплавляли для изготовления браслетов, серёг, колец.

Учёный рассказывает, что есть всё же способ самостоятельно разобраться в их подлинности. Итак: поддельные «серебряные» монеты нетрудно было отличить по весу. Мельхиор легче серебра, подделки примерно на 20 % легче. Кроме того, литейщики не могли повторить надписи на ребре монеты, где обычно указывалась масса чистого металла.

Оказывается, в советское время с заменой традиционного костюма на городские фасоны промысел по имитации серебряных монет прекратился.

«Да и серебро резко упало в цене, – продолжает раскрывать исторические факты Амирбек Магомедов. – Но по отрывочным сведениям нам удалось выяснить, что отдельные кубачинские мастера, работавшие в 1960–1980 годах в городах Азербайджана, научились создавать золотые монеты дореволюционного времени (царские червонцы, империалы). Это было выгодно. Цены на такие изделия значительно превышали стоимость золота – материала, потраченного на их изготовление. Главное, был большой спрос, так как в то время разбогатевшие люди вкладывали своё состояние именно в золотые изделия и монеты.

Статьи из «Культура»

Классный праздник!

1
Крепкая семья – основа общества, а ее благополучие и стабильность напрямую влияют на...

Следствие ведёт Эльза Леждей

5
Роль эксперта Зинаиды Кибрит в советском детективном телесериале «Следствие ведут знатоки»...

Быт и природа родного края

15
На очередной выставке художников-юбиляров были представлены произведения 14 мастеров. Это...

Комедия с ноткой грусти

16
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

«Нарву цветов и подарю букет…»

13
Все поклонники творчества известного певца и композитора...

Бренд и место силы

103
Одним из главных событий дагестанской «Ночи искусств» стало открытие в галерее Театра...

Зажигаем звёзды

32
Финалисты международного танцевального конкурса «Зажигай» аплодировали друг другу стоя,...

Мечта – это реальность

112
Говорят, когда судьба что-то забирает у человека, она дает ему взамен нечто другое. Наша...

Во славу защитников

25
Щемящие душу музыкальные и театральные композиции и отдающиеся болью в сердце стихотворные...

Не просто город

52
Город, в котором ты родился и вырос, никогда не будет для тебя просто городом. В нем –...

Магия ложек

31
_ Ударить одну ложку о другую – дело нехитрое. А вот держать по две в каждой руке, да еще...