Ее поэзия заставляет задуматься
Кадрия… Вы слышите звучное, красивое имя. В ее имени звучит мелодия самой поэзии. Говорить о творчестве Кадрии легко и трудно одновременно. Дело в том, что ее стихи легко читаются и так же легко запоминаются благодаря своей истинно народной лиричности, напевности, близости к читателю. Но эта легкость кажущаяся. В дальнейшем заученные строки будут будить мысль, заставлять думать над ними, искать их глубинный смысл.
Не ногайской степи грамотейкой,
В этот мир прискакавшей верхом,
А застенчивой чародейкой
Ты вошла и блеснула стихом,
– напишет о ней народный поэт Дагестана Расул Гамзатов.
Вольная дочь ногайских степей высоко поднялась в горы поэзии. Ее не пугали трудности подъема. Смело прокладывала она свою тропу. Даже самые первые стихи говорят о богатом словарном запасе, о знании ногайской речи, всех ее красок и оттенков, позволяющих писать, говорить со своими читателями внятно, просто, талантливо. Перед нами открывается мир поэзии, который в трудные минуты может заставить человека улыбнуться, а в самые счастливые – задуматься.
Жизнь — то радость, то боль,
То покой, то боренье.
Голос мой то высок и задорен, то тих.
Знаю, есть два мгновенья – смерть и рожденье.
Восклицаю: а жизнь быстротечнее их.
Лучшие строки Кадрии Темирбулатовой, конечно же, – о матери, проникновенные, пронзительно чувствующие тревогу, как будто она знала, что свою самую дорогую, бесценную, лучшую в мире маму оставит навсегда…
Мама, дай подержать твои руки,
Как два чуда они предо мной.
Столько мудрости в них,
Сколько муки,
Что мудрец подивится иной.
Лиризм любого крупного поэта — неповторимое первооткрытие, полное благородства и человеколюбия. У Кадрии же лирика — цепь откровений, исповедей, зарубок памяти и сердца, где каждое звено, однако, живет и само по себе, и как целостный организм. Ее лирика удивляет присутствием какого-то мудрого жизненного опыта, который просто физически не мог быть ей присущ, однако же он есть, он осязаем и оставляет ощущение опыта исторического, глубоко народного, впитанного поэтессой вместе с молоком матери. Потому-то в сложном соцветии ее поэзии такими важными оставались переживания детства:
Грезы детства я помню доныне:
Вместе с ветром достичь высоты,
Стать подругой горе и равнине,
Выпить сладкой и горькой воды.
И хоть трудностей видела мало,
Я мечтала о них что ни миг…
Кадрия – одна из тех избранных, кому посчастливилось заглянуть в бездонный святой колодец поэзии. Она заглянула в него и, как говорила Ольга Берггольц, увидела там «дневные звезды» – тайное таинство природы. Поэзия Кадрии – свидетельство того, что свет дневных звезд она сумела донести до нас, своих благодарных читателей.
Жизнь человека обычно движется неравномерно, слишком много в ней поворотов, тупиков, слишком много искушений. Одно из самых больших искушений поэта, свидетельство его неповторимости – это суметь ухватить суть бытия, суметь единым словом, взглядом, слухом, даже осязанием охватить, вобрать в себя окружающее. Кадрия – счастливое воплощение такого поэта. Будучи молодой по возрасту, она сумела в своих стихах расширить пространство до космических высот и в то же время не потеряться в нем:
Все приму – любовь и беды,
На земле оставив след.
Потому с судьбою серой
Никогда не примирюсь.
Буду жить – как хочет сердце,
Или в камень превращусь.