Если ты приехал в чужой аул…
Известный кавказский историк начала XIX века П. Бутков о дагестанцах писал следующее: «В домашнем быту кротки, гостеприимны, верны дружбе до великодушия: целомудренны, почтительны к старости, умеренны в пище, трезвы.
По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять кунака. Гостя принимали в любое время дня и ночи.
У багулалцев существовал даже обычай: когда садились обедать или ужинать, всё делили поровну между членами семьи и отделяли порцию на случай, если явится гость.
Если горец впервые появлялся в незнакомом ауле, он отправлялся на годекан (а там до глубокой ночи сидели люди), обращался к сидящим с приветствием и затем сообщал, кто он, из какого аула и почему вынужден остановиться в этом ауле. Как только становилось известным, что приезжий не имеет в ауле кунака, сидящие на годекане говорили: «Ты наш гость». Когда на гостя притязало несколько человек, предпочтение принять его уступалось старшему.
В западной Аварии путник не шел к годекану, а заходил в любой дом и говорил: «Давайте будем братьями». Такой гость считался еще более почетным.
Гость ни в чем не должен нуждаться – такой неписаный обычай горцев. Учитывая, что путешественник в пути мог намокнуть или промерзнуть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные только для гостей.
Этот обычай распространен и сейчас.
Приезжий мог гостить столько времени, сколько ему нужно было. У багулалцев существовал обычай в течение трех дней не спрашивать у приезжего ни о чем. По истечении трех дней с ним вели разговор как с равным, как с членом семьи.
Когда гость отправлялся в дальнейший путь, хозяин провожал его за ворота или даже за аул.
В горах с исключительным уважением относились к гостям, особенно к чужестранцам. Их не давали в обиду.
Позором считалось, если бы кто-либо оскорбил гостя, хозяин в таких случаях должен был отомстить оскорбителю.
Если даже требования приезжего гостя были несправедливыми, обычай все равно предписывал удовлетворить их. В ауле Мекеги мне рассказывали такой случай. Однажды мекегинец продал какому-то проезжему кунаку коня. Когда купивший приехал домой, ему показалось, что его обманули. Он вернулся в Мекеги и потребовал вернуть половину денег. Мекегинцы видели, что он не прав, но все же выступили на стороне пришельца и сказали, что надо удовлетворить все его притязания.
Вот история, которую мне рассказал преподаватель Дагестанского университета Садыки.
В Касумкентском районе в ауле Испик в первой половине XIX века жил лекарь по имени Шахбаз. Его любили в ауле. Но вот случайно некто Кихляр в ссоре убил младшего брата Шахбаза – Талиба. Должна была начаться обычная кровная вражда между двумя тухумами. Тем временем в горах начался один из частых тогда моров. Болезнь косила людей без разбору – даже поля было некому убирать. Начался голод. Особенно тяжело пришлось Кихляру. Больные дети требовали хлеба, и Кихляр не знал, что делать. В отчаянии, чтобы спасти детей, он решил воспользоваться законом горского гостеприимства.
Кихляр пошел в дом брата убитого им человека и, войдя, как положено, приветствовал Шахбаза. Лекарь, пораженный неожиданным появлением кровника, вначале растерялся и спросил: «Чего ты пришел?» На это последовал ответ: «Пришел в гости к тебе».
Шахбаз уже оправился от неожиданности, помня обычай гор, сказал: «Раз пришел в гости, тогда располагайся как у себя дома. Мой дом – твой дом».
Шахбаз узнал о бедственном положении детей своего кровника и решил помочь им. Чтобы в ауле не было лишних разговоров о происшедшем, он послал к Кихляру своего сына ночью и нагрузил его пищей для больных детей Кихляра.
Так обычай гостеприимства помог в самом начале пресечь кровную месть.