X
09:26 11.05.2018

Если ты приехал в чужой аул…

Эмиль Салимов
Выпуск - 2018 №№ 129-130
80

Известный кавказский историк начала XIX века П. Бутков о дагестанцах писал следующее: «В домашнем быту кротки, гостеприимны, верны дружбе до великодушия: целомудренны, почтительны к старости, умеренны в пище, трезвы.

По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять кунака. Гостя принимали в любое время дня и ночи.

У багулалцев существовал даже обычай: когда садились обедать или ужинать, всё делили поровну между членами семьи и отделяли порцию на случай, если явится гость.

Если горец впервые появлялся в незнакомом ауле, он отправлялся на годекан (а там до глубокой ночи сидели люди), обращался к сидящим с приветствием и затем сообщал, кто он, из какого аула и почему вынужден остановиться в этом ауле. Как только становилось известным, что приезжий не имеет в ауле кунака, сидящие на годекане говорили: «Ты наш гость». Когда на гостя притязало несколько человек, предпочтение принять его уступалось старшему.

В западной Аварии путник не шел к годекану, а заходил в любой дом и говорил: «Давайте будем братьями». Такой гость считался еще более почетным.

Гость ни в чем не должен нуждаться – такой неписаный обычай горцев. Учитывая, что путешественник в пути мог намокнуть или промерзнуть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные только для гостей.

Этот обычай распространен и сейчас.

Приезжий мог гостить столько времени, сколько ему нужно было. У багулалцев существовал обычай в течение трех дней не спрашивать у приезжего ни о чем. По истечении трех дней с ним вели разговор как с равным, как с членом семьи.

Когда гость отправлялся в дальнейший путь, хозяин провожал его за ворота или даже за аул.

В горах с исключительным уважением относились к гостям, особенно к чужестранцам. Их не давали в обиду.

Позором считалось, если бы кто-либо оскорбил гостя, хозяин в таких случаях должен был отомстить оскорбителю.

Если даже требования приезжего гостя были несправедливыми, обычай все равно предписывал удовлетворить их. В ауле Мекеги мне рассказывали такой случай. Однажды мекегинец продал какому-то проезжему кунаку коня. Когда купивший приехал домой, ему показалось, что его обманули. Он вернулся в Мекеги и потребовал вернуть половину денег. Мекегинцы видели, что он не прав, но все же выступили на стороне пришельца и сказали, что надо удовлетворить все его притязания.

Вот история, которую мне рассказал преподаватель Дагестанского университета Садыки.

В Касумкентском районе в ауле Испик в первой половине XIX века жил лекарь по имени Шахбаз. Его любили в ауле. Но вот случайно некто Кихляр в ссоре убил младшего брата Шахбаза – Талиба. Должна была начаться обычная кровная вражда между двумя тухумами. Тем временем в горах начался один из частых тогда моров. Болезнь косила людей без разбору – даже поля было некому убирать. Начался голод. Особенно тяжело пришлось Кихляру. Больные дети требовали хлеба, и Кихляр не знал, что делать. В отчаянии, чтобы спасти детей, он решил воспользоваться законом горского гостеприимства.

Кихляр пошел в дом брата убитого им человека и, войдя, как положено, приветствовал Шахбаза. Лекарь, пораженный неожиданным появлением кровника, вначале растерялся и спросил: «Чего ты пришел?» На это последовал ответ: «Пришел в гости к тебе».

Шахбаз уже оправился от неожиданности, помня обы­чай гор, сказал: «Раз пришел в гости, тогда располагайся как у себя дома. Мой дом – твой дом».

Шахбаз узнал о бедственном положении детей своего кровника и решил помочь им. Чтобы в ауле не было лишних разговоров о происшедшем, он послал к Кихляру своего сына ночью и нагрузил его пищей для больных детей Кихляра.

Так обычай гостеприимства помог в самом начале пресечь кровную месть.

Тэги:
традиции,

Похожие

Бык «перебросил» земной шар и…

73
Народные гуляния, песни, пляски, сценические постановки,...

Банный день 500 лет назад

114
Рассказывают, что раньше практически возле каждой мечети в Дербенте были хамамы, так как без...

Ночь весны

69
Когда на горе Хадар начнут таять снега, значит, наступила весна. И в Тпиге будут готовиться к...

И весна будет щедрой на всходы

31
Со стародавних времен у народов Дагестана вместе с...

Праздник из глубины веков

232
В Год культурного наследия народов России, объявленный Президентом страны В. Путиным, важно...

Бабка меня не посолила, или Как заговорить на счастье

191
В селении Атланаул праздник: в...

Кувшин всё расскажет

3194
– Идите, идите, мои красавицы, за холодной родниковой водой, пусть с каждым глотком ваша...

Народная педагогика здоровья

40
Здоровый образ жизни – насущная и естественная потребность каждого народа и неотъемлемая...

Статьи из «Культура»

Два корифея, два мира

15
Сочные и ароматные дагестанские персики. Ценность их не только в неповторимом вкусе, но и в...

Сохраняя традиции предков

131
Долго думала, об истории какого села рассказать вам в своем новом материале. Душа просила...

Высокий героизм Абдулхакима Исмаилова

7
Главным героем книги Гебека Конакбиева «Абдулхаким Исмаилов. Знамя над рейхстагом» стал наш земляк, дождавшийся самой...

Даже если взгляд не видит…

8
В последние годы внимание общества к проблемам людей с нарушениями опорно-двигательного...

Поэт, и ничего кроме

14
Известный литературовед и критик Камал Абуков сказал однажды о Багаутдине Аджиеве: «Он...

Мировоззрение и жизнь

7
Теоретические основы и политическая практика цивилизационного будущего и целостного Дагестана в составе неделимой России согласуются с тем, что наша страна...

Художник смыслов

62
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Священная ценность

9
Российские военнослужащие продолжают проявлять храбрость и героизм при выполнении боевых...

Был такой аул

11
В одной из работ известного дагестанского художника Юсуфа Моллаева можно разглядеть старый...

Тимпан как образ

6
Инклюзивный мастер-класс в смешанной изобразительной технике состоялся в Национальном...

С «алмасовским» звучанием

148
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...

Герои среди нас

22 часа назад