Купить PDF-версию
X
08:14 11.04.2025

Гиви Валиев: «Хочу говорить о своем времени»

Наша газета продолжает рассказ о победе двух дагестанских театральных проектов в конкурсе Союза театральных деятелей России. Напомним читателям, что компетентное экспертное жюри отобрало 100 работ из более чем полутора тысяч заявок от театров из всех регионов страны. Среди спектак­лей, вошедших в «Золотой фонд театральных постановок России», «Молла Насрутдин» Кумыкского государственного музыкально-драматического театра имени А.-П. Салаватова и «Материнское поле» Лакского государственного музыкально-драматического театра им. Э. Капиева.

И если история Моллы Насрутдина – старейшая дагестанская постановка, которая с успехом идет на сцене вот уже 90 лет, то премьера второго спектакля-победителя состоялась совсем недавно.

Выход новой работы Лакского театра «Материнское поле» по одноименной повести Чингиза Айтматова стал, без преувеличения, событием в театральной жизни Махачкалы. Сам литературный материал задает высокую планку для всех участников постановки и ставит перед ними сложные задачи, а талантливое сценическое воплощение проникновенной прозы автора определенно дает право назвать новую работу заслуженного артиста Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, художественного руководителя Северо-Осетинского государственного академического театра имени В. Тхапсаева, режиссера Гиви Валиева одной из самых значимых постановок дагестанских театров последних лет.

«Дагестанская правда» писала о том, как прошла премьера спектакля, и об оценках зрителей и театрального сообщества. И вот признание профессионалов, которое только подтверждает успех спектакля на дагестанской сцене.

Надо сказать, что для режиссера, осуществившего сценическое воплощение сложной прозы Айтматова, решение Союза театральных деятелей России – двойное признание. Помимо «Материнского поля» в золотой фонд СТД вошел еще один спектакль Гиви Валиева – «Газдановы» Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева.

***

Наш зритель довольно давно знаком с режиссером. Неизменным успехом пользуется его спектакль по Шекспиру «Укрощение строптивой» в Лакском театре. «Кровавая свадьба» по Гарсиа Лорке в Кумыкском театре собирает полные залы. Этот режиссер имеет свое лицо, свой выразительный почерк. Мы не могли не спросить Гиви Валиева об особом рисунке сценического движения его спектаклей, о том, что делает их узнаваемыми и такими близкими зрителю.

– В ваших спектаклях актеры на сцене буквально живут, они чувствуют себя в пространстве сцены легко и свободно. Движения, жесты так же важны, как и слово?

– Это хороший вопрос, то, о чем сейчас не задумываются. Как устроен актерский аппарат? Сердце чувствует, мозг дает команду, рот говорит, а тело двигается. Если сердечко не воспринимает информацию и вся эта цепочка не приходит в действие, значит, актер не отвечает нужным движением, а это уже ложь. Если весь механизм работает, то на сцене всё будет честно. Люди реагируют на внешние воздействия жестами и движением, мы это видим повсюду, это жизнь, и вот такой правды мы должны добиваться в спектакле.

Начинал свою карьеру Валиев как актер, но за его плечами сегодня громкие режиссерские работы. Так, «Король Лир» был выдвинут на главную театральную премию страны «Золотая маска» сразу в четырех номинациях и взял награду за лучшую мужскую роль.

– Почему актеры идут в режиссеры?

– Иногда бывает так, чтобы просто спастись от депрессии другой игрой, но это не означает, что актер был плохим. Просто нас что-то ведет, человек не властен над собой, мы подчиняемся нашей внутренней природе.

– Действие вашего «Короля Лира» перенесено в 1990-е годы. Сейчас это тренд. Спектакль – интерпретация режиссера, вы согласны с этим?

– Это высказывание режиссера. То, что я не могу сказать с большой трибуны и говорю со сцены. Что касается конкретно «Короля Лира», то для меня существует прямая параллель с Шекспиром тех 90-х. Наша страна ассоциируется у меня с королем Лиром, который был отвергнут своими же детьми. Если читаешь текст и понимаешь, что он актуален в наши дни, то зачем его одевать в старые одежки. Я хочу поговорить о своем времени, о том, что меня тревожит здесь и сейчас.

– Как вы относитесь к тому, чтобы внести в спектакль что-то от себя, отодвинуть немного в сторону автора пьесы?

– Я могу перенести пространство, время и место, а текст, мысль никогда не трону. Просто могу находить свой ключ к пьесе, ведь очень много паролей существует к каждой двери.

***

Этот короткий разговор состоялся у нас на премьере «Материнского поля». Завершая его, Гиви Валиев выразил уверенность, что кавказский театр обязательно войдет в большую российскую театральную семью, станет ее неотъемлемой частью.

«Мы ещё о себе заявим», – заверил режиссер.

Прошло всего пару месяцев, и вот два спектакля Валиева в золотом фонде Союза театральных деятелей России. Мы связались с ним, чтобы спросить о реакции на новость.

– Что для вас эта победа?

– В культуре, искусстве слово «победа» неуместно. Есть попадание в душу, некая энергия, которая говорит о том, что мы именно в том месте и в том времени, где должны быть: когда твоя работа принимается, когда ты видишь в глазах зрителей ответ на то, что ты хотел сказать.

– Тем не менее у вас есть признание и профессиональной среды. Это ценно?

– Если работа попадает в золотой фонд или как в случае с «Газдановыми» входит в лонг-лист «Золотой маски», следовательно, твое творчество цепляет, оно обсуждаемо. Конечно, приятно, что лукавить. Невозможно следить или учитывать мнение всех и каждого, однако есть люди, чьи замечания и пожелания для меня важны.

– Почему именно «Материнское поле»?

– Нам иногда кажется, что мы, режиссеры, руководители театра формируем репертуар, но это оказывается не так. Должны сложиться в один пазл разные обстоятельства. В 2018 году я должен был ставить в Лакском театре «Материнское поле», а поставил «Укрощение строптивой». Время для спектакля по Айтматову пришло именно сейчас. Сам литературный материал стал актуальным и буквально заявил о себе.

Я благодарен художественному руководителю театра Бад­рижат Набиевне Магомедгаджиевой, человеку с большим художественным вкусом и огромной любовью к своему делу, за приглашение поставить этот спектакль. И весьма важно, что я нашел актеров, которые могли здесь сыграть. Народная артистка Дагестана Луиза Шахдилова могла бы, несомненно, стать главным претендентом на роль Толгонай, если бы в стране снимался фильм по «Материнскому полю». Я поздравляю с такой замечательной актрисой не только Лакский, но и все дагестанские театры. Заслуженная артистка республики Зинаида Чавтараева в роли Алиман была потрясающей.

Здесь всё сошлось – время, автор, коллектив. Спектакль получился не бытовым, а очень глубоким, с отсылом в нашу историю. У меня около 30 режиссерских работ, и эта – в числе трех-четырех спектаклей, которые безумно люблю и хочу уже их не репетировать, а просто смотреть из зала.

***

«Материнское поле» в Лакском театре только начинает свой путь. Можно с уверенностью сказать, что он будет долгим и успешным. Спектакль, соединивший в себе гениальный текст и его талантливое и очень честное сценическое воплощение, станет, как представляется, визитной карточкой не только Лакского театра, но и всего современного дагестанского театрального искусства.

Статьи из «Театры»

Театральный триумф

33
Чего ожидал двухмиллионный город с богатыми сценическими традициями и насыщенной...

На сцене – средневековая Авария

152
Не родись красивым... Вот уж не повезло юноше из аварского...

Очередная премьера

23
Драматический спектакль «Следы на земле» по одноименной пьесе Умурахил Шапиевой Даргинский...

Покорили сердца петербуржцев

21
В Северной столице зазвучали горские мотивы – Дагестанский государственный театр кукол по...

О войне, любви и верности

53
В Даргинском театре им. О. Батырая с аншлагом прошла премьера спектакля на русском языке...

Комедии, драмы и… новая сцена

25
Азербайджанский государственный драматический театр – это оазис добрых и драматических...

«Молла Насрутдин»: почти век на сцене

65
К своему 150-летию Союз театральных деятелей России...

Метод Жюгжды, или Как ожила сказка

43
Дагестанские кукольники сделали себе подарок –...

Театр – это навсегда

39
Перед самым Новым годом в Театре поэзии произошло событие – премьера спектакля «Осень....

Крымская легенда Алиме

196
Ногайский драматический театр в преддверии 80-й годовщины Победы порадовал премьерой–это...