Храм, объединяющий народы и религии
Недавно, 9 ноября, был подписан Указ Президента России «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», исполнение которого означает формирование долгожданной идеологии России, но не политической, а мировоззренческой. Её исполнение, уверен, не только оздоровит внутреннюю ситуацию, например, в сфере культуры, но и привлечёт к нашей стране все нравственно здоровые силы в мире. Одним из пунктов Указа отводится особенная роль религиозным символам, к которым относится и храмовое строительство как материальная основа нравственных и духовных ценностей.
Храмовое строительство – основа культуры и традиций России
Традиция православного храмового строительства являет собой концентрацию культуры народа и преемственность истории. Например, традиция воинских соборов как символов победы представляет историческую преемственность с глубокой древности и до сегодняшнего дня. При таких соборах представлены и мемориальные зоны по периметру с именами участников войн разных эпох во славу и защиту России.
Поэтому культовые сооружения в Дагестане – регионе, являющемся пограничным субъектом на юго-восточном направлении России, – отражают фундаментальную цивилизационную миссию России, вмещающую в себя все символы и атрибуты Российского государства, в том числе и историческую преемственность его побед.
На рубеже XIX–XX веков взоры церковных архитекторов были обращены к регионам традиционного расселения русских народов (к ним относится и Дагестан), к более глубоким и древним слоям архитектурной традиции – к эпохе Древней Византии, откуда черпались и архитектурные образы Древней Руси.
Характерным признаком этой традиции, возникшей во второй половине XIX века, стала купольная система храма с широким диаметром, более свободным и открытым внутренним интерьером, с новыми соотношениями его объемов, усиленным световым потоком, создавшим принципиально иные условия для новой монументальной христианской живописи в храме.
Именно к этому периоду относится творчество известных живописцев Врубеля, Нестерова, Васнецова, Серебрянникова. Православное храмовое строительство на Кавказе имеет очень глубокие корни. Северный Кавказ – территория древней аланской епархии, земли, по которой прошли апостолы первых веков христианства – святой Андрей Первозванный и святая равноапостольная Нина. Христианские памятники обнаруживаются по всей территории Северного Кавказа, в том числе и в Дагестане, где эта религия исторически была не чужда, чему свидетельствуют сохранившиеся церкви в горах республики, например датунский храм в Шамильском районе, датируемый XI веком – временем царицы Тамары.
Эту историческую преемственность глубоко осознали такие мастера, как терский архитектор Иван Рябинин, проектировавший Знаменский храм в Хасавюрте, создавший монументальное культовое сооружение, скрупулёзно сохранивший традиции воинской храмовой архитектуры как оплот Российского государства и крепкой веры. Восстанавливаемый в Махачкале православный воинский храм в честь благоверного князя Александра Невского – яркий пример продолжения такого
символизма.
История православного воинского храма
С присоединением Дагестана к России произошел перелом в развитии разных сфер общественной деятельности края, в том числе и в религиозной жизни. Увеличивалась численность русского населения за счет не только прибывающих военнослужащих и административных единиц, но и мирных жителей, приезжающих в поисках работы в молодой развивающийся регион. Этим обусловлено появление храмов на территории Дагестана. Большое количество церквей было на землях Терской области, в казачьих поселениях, часть их после 1917 года была присоединена к Дагестану.
Опираясь на архивные данные и обширный исторический материал, составленный на основе исследований завотделом ИЗО ДМИИ им. П. С. Гамзатовой
А. Ю. Сергеева, предлагаем ознакомиться с краткой историей возникновения храма.
В конце 1866 году в Петровске был поднят вопрос о постройке церкви. Место под строительство выбрали новое, на возвышенной площадке, около казенного дома.
Историк Е. И. Козубский писал: «К октябрю 1869 году стены церкви были уже наполовину возведены, вместимостью 300 человек».
Долгожданная закладка храма состоялась в 1871 году В память о пребывании в Петровске императора Александра II храм получил название православный в честь благоверного князя Александра Невского. Его заложили, как и предполагалось ранее, на склоне горы Анжи-Арка недалеко от маяка. Место для строительства было выбрано так, что со стороны моря и гор собор хорошо был виден и являлся приметным ориентиром, носил статус военного.
Строительство храма завершили в 1891 году и 29 августа освятили. Службу по освящению храма возглавил протопресвитер военного и морского духовенства Александр Желобовский.
Александро-Невская церковь стала главным собором города. Это был большой, богато украшенный как изнутри, так и снаружи храм.
Все входы украшали надвратные иконы. На фасаде храма были выполнены росписи. Сюжетные композиции библейской тематики располагались на фронтонах собора и стене западного фасада. Собор имел три алтаря: главный, Никольский и Смоленской Божьей Матери. Иконостас для церкви был изготовлен в Петербурге.
В 1926 году впервые поднимается вопрос о сносе этого храма. Согласно акту описи имущества за январь 1939 года, в соборе имелось более 280 икон. Когда прихожане узнали о его закрытии, то часть икон вынесли для спасения.
Во время Великой Отечественной войны здание собора использовалось Махачкалинским морским портом под склад для фронтовых перевалочных грузов. После окончания войны Совет Министров ДАССР решил приступить к постройке Дома Советов. Местом для него была намечена площадь, на которой располагался собор Александра Невского. Строительство непосредственно собора не затрагивало, но близко к нему примыкало. Наличие собора в непосредственной близости к Дому Советов, где будут расположены руководящие организации республики, виделось неудобным, поэтому подняли вопрос о сносе храма. Весной 1953 года приступили к его сносу.
Дагестан – оплот традиций и мира всех конфессий
Феномен культуры Дагестана в ее многообразии и способности сохраняться в эпоху бушующего моря глобалистских симулякров, то есть всяческих псевдокультур и копий. Ведь когда мы подчеркиваем необходимость сбережения множества культур Дагестана, имеем в виду и многоконфессиональную традицию как неотъемлемую часть культуры.
Так, здесь сотни лет развивались и развиваются по сей день десятки культур и традиционные конфессии, среди которых и русская культура и православие.
Мудрость дагестанского народа сложилась в том числе и потому, что народы горного края сумели выработать в себе
специфичную яркую черту духовного баланса во взаимоотношениях с самыми разными людьми. Отсюда и уважение к инаковости, к созиданию и спокойному отношению к людям другой нации и веры.
Пример – упомянутый храм в Шамильском районе: христианский памятник не уничтожили, а оставили как память и уважение к своей и чужой истории.
Всё это говорит о том, что народы Дагестана в силу исторических и национальных особенностей способны на своей земле сохранять и уважать иные культуры и чтить историю и традицию как меру своего мироощущения.
Именно поэтому восстановление исторически важных культовых сооружений воспринимается как справедливая закономерность. Воздвигаемый православный храм в упомянутом воинском стиле в Махачкале продолжает славную традицию продвижения культуры и многоконфессиональности Дагестана.
Сегодня, когда регион обрел и стратегическую военную базу, флотилию с внушительным контингентом военнослужащих и их семей, вопрос восстановления храма на проспекте Петра I отражает не только культурную специфику, но и насущную потребность в удовлетворении прав верующих по Конституции России. Редукторный поселок уже давно стал географическим центром между Махачкалой и Каспийском, поэтому добраться до храма будет одинаково удобно как из Каспийска, так и из Махачкалы.
Вопрос восстановления храма был поднят еще в 2015 году Правительством России. В 2018-м церемонию освящения места будущего храма провёл духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин).
Православный воинский храм в честь благоверного князя Александра Невского будет представлять собой целый культурный комплекс с обширным парком. На территориях абсолютно всех церквей и храмов традиционно особое внимание уделяли зелени, которая является неотъемлемым атрибутом всей архитектуры.
Сегодня, когда европейская цивилизация попирает ценности духовных основ человека, которые заложены в традиционных конфессиях, в том числе православии, восстановление храма, названного в честь героя, собравшего народы России в борьбе с общим врагом – западным захватчиком, на рубежной территории Российского государства в самом многонациональном и многоконфессиональном регионе – Дагестане, является историческим духовным смысловым действием, вновь объединяющим народы и религии.