Сетевое издание «Дагестанская правда»

19:00 | 20 марта, Пн

Махачкала

Weather Icon

И драматизм, и озорство

A- A+

Солистку Дагестанского театра оперы и балета Светлану Мусаеву смело можно назвать дочерью Кавказа. Родилась в Северной Осетии-Алании, жила и училась в Чечне – на родине отца и мамы, Кабардино-Балкарии. Более двадцати лет после окончания Института культуры в Нальчике она поет в Дагестане классические произведения русских, дагестанских и зарубежных композиторов. Ее меццо-сопрано хорошо знают любители профессиональной музыки. Стоит только в концертах объявить ее выход, в зале непременно звучат одобрительные аплодисменты благодарных слушателей.

Зрители ценят ее манеру пения, вдумчивую подачу материала, талант вокалиста, уважительное отношение к залу. Светлана Мусаева поет легко, свободно, не вымучивает звуки в сложных регистрах. Поет как дышит. И только профессионалы знают, какой упорный труд кроется за этой легкостью.

Ее трудолюбие одобряли учителя в Махачкалинском музыкальном училище, затем в Кабардино-Балкарском институте. Благодаря этому своему качеству к четвертому курсу вокального факультета Института культуры Светлана пела арии, романсы П. Чайковского, М. Глинки, Дж. Россини… Накопленного материала набралось столько, что он составлял программу полновесного сольного концерта.

– Приехав на каникулы домой в Каспийск, я предложила участвовать в концерте в Доме культуры замечательному музыканту, композитору и педагогу Ефиму Островскому. И нисколько не удивилась, что он согласился, – рассказывает с большой долей самоиронии певица.

После концерта к Светлане подошла Ирина Нахтигаль, художественный руководитель Даггосфилармонии, и предложила после учебы в Нальчике приехать на прослушивание в филармонию. Так она и сделала. Вернувшись в родной Каспийск, где жили ее родители, приехала в Даггосфилармонию, решительно намереваясь работать там. Прослушиванием представитель Министерства культуры РД, художественное руководство филармонии вместе с концерт­мейстером остались довольны. С этого началась уверенная поступь Светланы Мусаевой в профессиональном музыкальном искусстве Дагестана.

В филармонии вокалистка прошла хорошую школу. Здесь был к тому времени сформирован коллектив мастеров с богатым музыкальным набором произведений. Регулярно проводились тематические концерты, посвященные разным композиторам, эпохам, они способствовали зрелости, мастерству пения. «Я очень благодарна той системе абонементских концертов, обогатившей мой профессиональный взгляд», – говорит Светлана Мусаева.

… Конец 90-х годов прошлого века вспоминается ужасом дефолта в стране. Закрывались промышленные предприятия, многие учреждения, с «молотка» уходили заводы, люди теряли работу, средства к существованию, культурные учреждения приходили в упадок. Но только не в Дагестане. Мудрый народ в республике знал, что это временные, хотя и непростые трудности, и думал о будущем. Невероятно, но на окраине развалившейся некогда мощной державы, в Дагестане, создают Государственный театр оперы и балета. В трудных условиях безденежья даже не с нуля, а с минусовой отметки, без своего здания, без сложившейся труппы вокалистов, оркестра, хора, без традиции балетного классического танца в нашем краю начинает свою деятельность новый театр. Руководство, певцы, музыканты дерзко «кинулись» в работу, заявив о театре национальной оперой «Хочбар» первого профессионального композитора Готфрида Гасанова. Работали все неистово, чтобы убедить земляков и самих себя: опере в Дагестане быть.

– «Хочбар» – это самое первое большое музыкальное полотно в моей жизни, – вспоминает Светлана. – И самая большая партия Асият. Работать было ответственно и интересно. Готфрид Алиевич музыкой четко следует драматургии, в звуковой форме передает замысел автора. Партия Асият написана мощно. Создавая образ героини, я работала с удовольствием. В начале оперы первый выход Асият с песней, где в голосе звучат беззаботность, светлые интонации, но в развитии образа нужно передать трансформацию характера. И уже в песне горя такой драматизм! Казалось бы, несложная песня, куплетная форма, но в ней проживаешь жизнь героини, показывая, как формировалась личность.

Наш зритель любит на сцене слово и действие, а не эмоциональность. А Асият, как и положено горянке, сдержанна в движениях. «Как передать ее переживания», – мучилась вопросом вокалистка. И только правдивость передачи голосом огромной силы драматизма так, что трудно справится со звуком, помогает Светлане Мусаевой повести слушателя вслед за композиторским замыслом.

И если в партии Асият – статика и голосу помогает лишь легкая жестикуляция, то совершенно другая пластика у Светланы Мусаевой в образе Гульчохры или Валиды в опереттах Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан», Мурада Кажлаева «Валида», где актриса также убедительна в легком озорстве, шутках, движениях, органично сливаясь с веселостью голоса, бесшабашностью поступков героинь. Певице подвластно все – и драматизм, и озорство. Она находит такие краски в голосе, такие его тонкие оттенки, что созданные ею образы запоминаются страданиями Татьяны Лариной, трагичностью Асият, драматизмом героинь романсов.

Всем познанным в профессиональной работе Светлана щедро делится на уроках с детьми в школе искусств М. Кажлаева и людьми, выбравшими нелегкий путь в искусстве вокала, в Махачкалинском музыкальном училище. Она гордится тем, что Дагестан не оскудел талантами. А обрести им творческий полет помогает она – народная артистка Дагестана Светлана Салмановна Мусаева.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»