И весна будет щедрой на всходы
Со стародавних времен у народов Дагестана вместе с материальной культурой параллельно складывалась художественная культура особого типа. Становление и развитие творчества в горной части тогдашнего региона создавалось в соответствии со своими представлениями нравственности жизненных основ.
Население высокогорных сёл мало общалось с людьми других анклавов, потому их художественное творчество, присущее именно тому селу, где родилось, имело вполне определённую локализацию. Менялось время, а вместе с ним жизнь сёл становилась более коммуникабельной, но определённые народности старались сохранить огромный пласт своей культуры, в основе которой обряды, обычаи, традиции. Вот и жители села Талух, что в Чародинском районе нашей республики, с древнейших времён сохранили зимний обрядовый праздник Урхобай, один из любимых народных торжеств в селе, и проводят его за месяц до календарного наступления весны, то есть в феврале. Праздник, предвещавший веселье, ждут не только талухцы, но и жители соседних сёл.
Подготовку к Урхобаю талухцы начинают ещё с осени. Мальчишки собирают хворост, солому и в определённых местах хранят это до наступления праздника. К хворосту и соломе добавляют большое сухое дерево, которое срубают в лесу.
В определённый февральский день по обычаю глашатай села рано утром с высокой крыши оповещает сельчан о начале праздника и приглашает их к участию. Мальчишки толпой устанавливают то самое заготовленное с осени дерево и называют тех, кто должен к нему поднести солому, хворост и всё, что составит будущий костёр. Если выкрикивают имя мальчика, который в силу возраста не в силах нести охапки хвороста, ему помогают взрослые члены его семьи. Дети постарше обкладывают дерево до самой макушки заготовленным легковоспламеняющимся материалом.
Под весёлые шутки и смех выбирают ответственного за праздник и ему вручают гач – особую палку блюстителя порядка (длинная рукоятка с массивным шаровидным концом). С наступлением сумерек разжигают костёр. Весь джамаат со своих крыш смотрит за происходящим, возносит молитвы Всевышнему: «Пусть огонь сжигает как хворост все горести, болезни, бедность, беды сельчан. Всё, что мешает благодатной жизни, сгорит в огне».
Костёр горит долго. Тем временем все веселятся вокруг пожирающего их беды огня. Когда костёр догорает, все во главе с ответственным за праздник идут на сельский годекан, где уже собрались аксакалы. Сельчане демонстрируют своё творчество – играют на пандуре, поют, оглашают шуточные стихи местных стихотворцев… Каждый участник обязательно должен выполнить часто смешные, игривые условия старших. Те в свою очередь поощряют заранее заготовленными подарками. Ребята постарше обходят село с мешочками, распевая у каждого порога пожелания благополучия с приходом весны. Хозяева угощают их фруктами, печеньем, конфетами, приготовленным мясом.
После своеобразного концерта на годекане начинается настоящее пиршество. Вот тут-то и идёт в ход палка блюстителя порядка. Тот, кто нарушает порядок трапезы, испытывает тяжесть рукоятки с набалдашником. После общего пиршества с юмором, весельем, музыкой дети расходятся по домам. Но на этом проводы зимы не заканчиваются.
На следующий день на годекане собирается взрослая часть мужчин села, и праздник продолжается также всеобщим весельем, совместной трапезой, где главным блюдом является ритуальная каша из злаков – мугъ. Этим праздником сельчане призывают весну быть щедрой на будущий урожай.