Купить PDF-версию
11:14 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
08:37 12.03.2014

«И я захлебнулся от восторга»

«Искусство – это сочувствие, порождающее красоту». Не помню, чьи это слова, но именно они невольно приходят на ум, когда видишь картины Газали-Дибира Израилова (на снимке). Его работы обладают особой энергетикой, магнетизмом. Они завораживают, волнуют, заставляют возвращаться к ним снова и снова.

Кто он, человек, написавший такое? Творец, творения которого без слов доказывают, что мир искусства – это свобода, а истинные произведения создаются не кистью и красками, а чувствами.
Газали-Дибир Муртузович Израилов родился в с. Кобосида (Мачаркалда) Тляратинского района. В его формировании как творческой личности большое значение сыграл отец – резчик по дереву. Он был самоучкой, но люльки и табуретки, вырезанные резцом старого Муртуза, были настоящими произведениями искусства, орнамент которых никогда не повторялся.

Когда к Газали-Дибиру пришло понимание своего предназначения? В самом юном возрасте.
— Мне подарили букварь, — вспоминает художник. – Я еще не умел читать и побежал в горы, чтобы в одиночестве рассмотреть картинки. Кстати, когда мне нужно было что-нибудь обдумать, я всегда уходил в горы. Наверное, потому, что оставаться одному в доме, полном детей (я девятый ребенок у родителей), было невозможно.
Так вот, день был очень солнечный. И когда я открыл букварь, буквально захлебнулся от восторга, глядя на яркие, насыщенные цвета. В солнечном свете они показались мне волшебными. Наверное, именно в тот день во мне впервые проснулся зуд.
— Зуд?

— Да. Каждый человек имеет особую энергию, которая ищет выхода. Вот тогда-то его и одолевает этот зуд. Именно он, неугомонный, сильный, мощный, становится движущим фактором любого творческого процесса. И все твои последующие поступки определяются тем, какой выход ты нашел для этого зуда, в какое русло направил — созидательное или разрушительное.
Свою проснувшуюся в горах энергию Газали-Дибир решил направить на созидание – стать художником, творцом, воспевающим красоту.
В жизни ничто не происходит случайно. И для прохождения службы в армии Израилов попадает в Подмосковье, в дивизию им. Ф. Дзержинского. Талантливого юношу заметили и в качестве поощрения разрешили посещать студию им.Грекова.
— Там я познакомился с целой плеядой талантливых художников–баталистов, но моей целью была Строгановка, а пока я учился технике, получал базовые знания.
В 1975 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). В 1976 году стал членом Молодежного объединения Союза художников СССР. С 1978 года – член Союза художников СССР, член Союза художников Москвы и России, главный художник ВВЦ.
Газали-Дибир Израилов участник 42-х групповых и 7 персональных художественных выставок. Работает в разных жанрах изобразительного искусства: живопись, станковая и книжная графика, проектирование выставок, графический дизайн, монументальное искусство, техника литографии.
В 2006 году художник создал сценографию к постановке оперы Ш.Чалаева «Кровавая свадьба» по одноименной трагедии Федерико Гарсия Лорки в Московском государственном академическом камерном музыкальном театре Б. Покровского. Сюжеты станковых картин использованы в рекламе и в костюмах оперы.
Газали-Дибир более полувека живет в Москве. Но связи с родным Дагестаном не терял никогда. В его студии и по сей день собираются представители нашей диаспоры, чтобы пообщаться, узнать новости, поговорить о наболевшем, наконец, просто отдохнуть душой, услышать родную речь, дорогие сердцу мотивы, лезгинку станцевать. Кстати, в умении танцевать лезгинку равного Газали-Дибиру, пожалуй, нет.
— Обожаю танцевать, — признается художник. – Я видел мир, поездил по свету. И фламенко слушал, и сиртаки. Но слышу  любимый ритм лезгинки, и сердце бьется чаще. Наверное, она у нас в крови. Недавно зашел в один ресторан в Москве, хотел станцевать, а мне сказали: «У нас лезгинка запрещена. Это агрессивный танец». Представляешь?
И столько негодования в этом «Представляешь?», что сразу ясно – это не конъюнктурное желание доказать и показать, что Израилов не потерял корней, а искренняя боль за свою культуру. 
Газали-Дибир – человек светлый, улыбчивый. От него веет позитивной энергией.
— Знаешь, я обратил внимание на то, что в Дагестане люди почти разучились улыбаться. Да, я понимаю, жизнь тяжелая, проблем много. Но разве раньше их было меньше? Помню, в детстве в горах жили так тяжело, что сил не всегда хватало. Но улыбались друг другу при встрече, радовались гостям, даже если знали, что последний кусок мяса отдали кунаку. А сейчас люди стали злее, жёстче стали.
Для меня всегда самым важным было чувство собственного достоинства. Я годами взращивал себя над несовершенством этого мира. А для многих моих земляков это просто слова.
Однажды с сыном приехал в Дагестан. Решил пойти с ним в горы, меня мужчины окружили: «Не ходи, опасно!». Так обидно стало за сельчан, за свою землю, за горы свои. Как же так, я должен бояться ходить по тем местам, где прошло мое детство? После этого случая я долго не возвращался на родину. Приехал потому, что Рамазан позвал.
С Главой республики Рамазаном Гаджимурадовичем Абдулатиповым художника связывает давняя дружба. И сегодня, возглавив республику, Абдулатипов старается вернуть в Дагестан творческую интеллигенцию, в том числе Израилова.
— Я прошелся по улицам Махачкалы, — говорит Газали-Дибир. – Немного жутко стало. Столько всего понастроили за эти годы пафосного, вычурного. Ощущение такое, что кучка нуворишей, не имеющих вкуса и стиля, решила перещеголять друг друга.
Ищу отголоски былого и не нахожу. Где национальный колорит, национальная культура, изюминка наша? Их нет! Сложно Рамазану. Он пытается вернуть людям то, о чем многие уже давно забыли, – национальную гордость, самосознание.
Среди работ художника есть картина «Большая голова». Голова с указующими перстами посреди безликой толпы.  Она правит – т.е. направляет, указывает дорогу.
— Счастье для страны и для людей, если эта голова правильно направляет, — говорит художник. – А еще важнее идти по этому направлению, не меняя траекторию. И нужно помнить, что все мы частицы единого целого. Мое искусство – желание понять психологию человека, как он вписан в космическое пространство.  Сам я – часть этого пространства. И пока в мире есть зло и насилие, мне не может быть спокойно, комфортно.
Еще одна картина Газали-Дибира Израилова – «Родной Дагестан». «Горы, самые величественные и таинственные, самые поэтичные и недоступные. Сколько веков они простояли, сколько они видели горя и радости. Они мудры, они наши судьи», — так говорит об этом полотне художник. Оно особенное для творца. Судьба картины трагична. Когда-то он подарил её своему другу Абдулатипову, в ту пору Председателю Совета Национальностей Верховного Совета России. Картина украшала его кабинет в Доме Советов и была расстреляна 4 октября 1993 года. После чего Рамазан Гаджимурадович вернул художнику расстрелянную картину с осколками — как историческую ценность, но уже со своей оценкой событий и записью на обратной стороне. Эта картина – талисман, символ того, что пережито, и надежда на то, что ждет впереди.«Нельзя преодолеть зло, не искоренив его в самом себе, — считает Г.-Д.Израилов. — Многие годы мы об этом не задумывались, заменив духовное материальным. Сегодня мы пожинаем плоды. Но еще не поздно. Не поздно остановиться, оглянуться, задуматься, открыть свое сердце прекрасному. И улыбнуться. Новому дню. Солнцу. Прохожим. Судьбе».

Статьи из «Культура»

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

1
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

19
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

103
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

43
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

14
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

8
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

42
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

25
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

9
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...