Купить PDF-версию
08:20 | 14 ноября, Чт
Махачкала
X
08:22 30.10.2020

Ингушетия – край башен и легенд

Часто случается так, что, даже находясь на одной лестничной клетке, люди мало интересуются жизнью тех, кто живет в соседней квартире, а порой и вовсе не знают друг друга. Что уж говорить о жителях разных регионов нашей страны. Но знать друг о друге важно и нужно. Звучит довольно-таки банально, но по-другому никак. Зная культуру, особенности национального уклада своих соотечественников, населяющих самые разные уголки нашей большой страны, мы учимся по-новому любить свою большую родину. Мы осознаем, что такое патриотизм, о котором так часто вещают с высоких трибун. Но громкие речи и пафосные призывы любить родную землю ни к чему. Важно дать людям возможность постигнуть масштабы и величие многообразной культуры России.

Именно с этой целью вот уже на протяжении более 10 лет ведет свою планомерную работу Гильдия межэтнической журналистики. На днях под ее началом журналисты разных изданий Северного Кавказа съехались в Ингушетию для подведения итогов регионального этапа Всероссийского конкурса «СМИротворец-2020». По уже сложившейся доброй традиции перед началом официальных мероприятий в каждом регионе, где в очередной раз собираются гильдийцы и журналисты, для гостей организовывается культурно-просветительская программа с посещением достопримечательностей, с изучением культурных особенностей местных жителей. В этот раз, журналисты «Дагправды» вместе со своими коллегами из регионов СКФО и представителями Гильдии побывали в «стране башен и легенд» – Ингушетии. И вот багаж впечатлений и открытий, который мы увезли с собой.

Каменные аксакалы Джейраха

Побывать в Ингушетии и не съездить в Джейрахский район – это все равно, что поехать в Египет и не увидеть знаменитых пирамид. Именно в Джейрахе сосредоточено множество природных и архитектурных памятников небольшой республики. Главное, что цепляет взгляд с первого момента: то там, то тут в окружении величественных горных вершин на глаза попадаются стройные древние башни. Где-то стоят полуразрушенные одинокие строения, а где-то взору открываются грандиозные башенные комплексы, очень хорошо сохранившиеся до наших дней.

Один из таких памятников архитектуры Ингушетии – башенный комплекс Эрзи. Он включает в себя 8 боевых, 2 полубоевые, 47 жилых башен и различные пристройки к ним. Степень их сохранности разная. Это в Эрзи находятся самые высокие башни Ингушетии. Некоторые из них возвышаются аж на 30 метров! В основном это квадратные постройки в пять этажей.

В переводе с ингушского Эрзи означает «орел». Откуда пошло такое название? История гласит, что во время постройки селения здесь было найдено гнездо птицы, считавшейся тогда священной. Но это не единственное, что связывает Эрзи с этой вольной птицей. В XIX веке в одной из башен была найдена 38-сантиметровая бронзовая статуэтка орла, полая внутри и усыпанная серебром и медью. На ней выгравировано имя мастера – Сулейман, а также надпись на арабском «Во имя Аллаха Всемилостивого, Всемилосердного».

Археологи выяснили, что она была изготовлена в конце VIII века. Сейчас статуэтка хранится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. Ее копию можно увидеть в Государственном музее Республики Ингушетия. Но Эрзи — это не только архитектура. Здесь текут крупные реки Асса и Армхи. Около трети территории заповедника занимают дубовые, буковые и кленовые леса. Кроме того, здесь растут облепиха, ива, ольха. На высоте 1,5 километра в основном встречаются сосна, дуб, береза, граб и рябина, рододендрон кавказский.

Кроме башен, на территории Эрзи внимание обязательно привлекают склепы. В некоторых внутри ничего уже не осталось, но если не полениться и подняться выше по склону, можно найти усыпальницы, где все еще на полках покоятся скелеты ингушей древности. Как рассказал наш гид и коллега Павел Цороев, такие склепы были в каждом селении и у каждого рода. Некоторые из них — подземные, другие находятся на поверхности и напоминают домики.

Среди них есть как маленькие одноэтажные, так и высокие, сложенные из огромных камней. В Ингушетии усыпальницы не разоряли, и поэтому в них до сих пор можно найти останки людей и различные предметы.

Например, оружие, музыкальные инструменты, предметы быта, которые клали вместе с покойным, так как ингуши в древности, как и египтяне, верили, что в загробном мире умершему человеку могут пригодиться все те вещи, которыми он обладал при жизни. Случалось, что сюда попадали и живые люди — те, кто серьезно болен. Если человек выздоравливал, то он возвращался назад.

Близнецы, выросшие из скал

Если Эрзи поражает своими масштабами и многочисленностью строений, то небольшой башенный комплекс Вовнушки (принадлежит древнему тейпу Оздоевых), находящийся в Джейрахско-Ассинском природном музее-заповеднике, вызывает восторг тем, что, глядя на него, невольно осознаешь, каким мастерством и упорством обладали жившие здесь много веков назад люди. Башни-близнецы, стоящие на вершинах двух соседних скал, словно смотрят друг на друга. Каждая будто выросла из своего скального основания, настолько искусно работал древний зодчий! Именно поэтому комплекс, возведенный, по предположениям ученых, в XIV веке, сохранился практически в своем первозданном виде по сей день.

Сложно даже представить, как их строили. Сколько усилий понадобилось, чтобы возвести четырехэтажный комплекс в столь сложном для этого месте! Но эта позиция выбрана далеко не случайно. Здесь находится точка стыка горных ущелий, и в древности проходил один из участков Великого Шелкового пути.

С Вовнушками связано множество легенд и преданий, но одна из них похожа на правдивую историю. Она гласит о том, что однажды во время осады башен вайнахская женщина героически спасла множество младенцев. Когда одна из башен была подожжена, она перетащила люльки с малышами, чудом сумев пробежать несколько раз по канату, оставшемуся от уничтоженного врагами подвесного моста между двумя башнями Вовнушек. Благодаря этому удалось спасти род от уничтожения. Те самые малыши выросли и не дали ему угаснуть.

Башенных дел мастера

Башни – это часть культурного достояния ингушей. Они вызывают восхищение не только у туристов. На протяжении многих десятилетий ученые пишут свои труды об этих удивительных строениях. Так, один из известных кавказоведов Е.И. Крупнов писал о башнях Ингушетии в одной из своих работ:

«Ингушские боевые башни являются в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Они поражают простотой формы, монументальностью и строгим изяществом».

Сами ингуши очень гордятся древними памятниками архитектуры и с радостью расскажут немало интересных фактов о башнях и о том, как их строили.

Павел Цороев, к примеру, рассказал нам, что в древности ингуши считались искусными строителями башен на всем Кавказе. Поэтому их приглашали все. Труд мастера-строителя ценился на вес золота не только на территории нынешней Ингушетии, но и в соседних краях. Искусство строительства башен передавалось внутри рода и держалось в секрете от остальных.

Считалось, что башню нужно успеть построить ровно за год. Поэтому семья заранее заготавливала глину и дерево, подготавливала камни и обтесывала их. Обработанный большой каменный блок считался лучшим подарком, и именно поэтому в древности ингуши часто на праздники дарили друг другу камни. Если строительство опаздывало по срокам, то башню разрушали. Вместе с подготовкой постройка башни не должна была превышать семи лет.

Обработка камня была титаническим ежедневным трудом. Большие глыбы или куски скал разделывали на блоки разными технологиями в зависимости от времени года. По линиям вытачивались отверстия и заливались водой. В хороший мороз камень трескался по нужной линии. Летом в отверстия заливали воду и забивали сухие клинья, которые набухали и приводили к тому же результату. Камень складывали выше предполагаемого места строительства – так было легче потом спускать.

Тщательно выбиралось и место для строительства, так как башни строили без фундамента! По преданию, на место, где планировалось строить башню, лили молоко, а через некоторое время снимали слой почвы и смотрели, насколько оно впиталось. Если молоко не впиталось или проникло в почву незначительно, значит, место подходящее. Перед самым началом стройки почву орошали кровью жертвенного барана.

Окончание работ считалось большим праздником, который отмечали всей семьей, принося в жертву быка старше семи лет: считалось, что в этот период мясо более полезное. Цифра 7 вообще имеет большое значение для ингушей.

Еще один интересный факт, который заставляет невольно задуматься – сегодня представители самых крепких тейпов Ингушетии продолжают ухаживать за своими родовыми башнями и даже строят новые по древним технологиям. Многие комплексы реставрируются и за счет республиканского бюджета, а также с привлечением федеральных средств. Именно благодаря этому на сегодняшний день в Ингушетии насчитывается порядка 120 башен – это свидетели эпох. Такое трепетное отношение к своему историческому наследию не может не вызывать уважения. Нам, дагестанцам, в какой-то степени стоит поучиться у наших соседей тому, как сохранять память о предках. Увы, наши башни и иные строения древней архитектуры мало где сохранились. Их камни давно разобраны под постройку жилых домов и иных строений. Нередки в последние годы и случаи, когда камни древних строений разворовываются самым варварским образом. Наглядный тому пример – аул-призрак Гамсутль, откуда относительно недавно были украдены камни, историческая важность которых неоценима.

На перекрестке буйных ветров

Но не только башни – свидетели древности – по сей день «живут» в горах Ингушетии. Сохранились здесь и древние памятники доисламской культуры. Так, чуть поодаль от башен Войнушек находится Тхаба-Ерды, один из главных претендентов на звание самого древнего христианского храма России. Внешне неприметный, расположенный на зеленом холме, с XVIII века он вызывает ожесточенные споры среди ученых. Официально его датируют VIII-IX веками. При этом в храме соседствуют орнаменты VII и XII веков, а рядом с ними, чтобы уж окончательно всех запутать, лежат плиты с грузинскими письменами, начертанными шрифтом конца X века. Вдобавок многие называют Тхаба-Ерды храмом царицы Тамары, которая активно строила в XII веке христианские церкви к северу от Кавказского хребта. Самое интересное, что правы могут быть все ученые одновременно.

Подобно готическим соборам, Тхаба-Ерды возводился и перестраивался сотни лет, а потому храм сегодня словно «слоеный пирог» из пластов культуры разного времени. К тому же недавние раскопки показали, что под ним сохранились останки еще более древнего храма, возможно, появившегося на пару столетий раньше. Конец развитию Тхаба-Ерды положила эпоха монгольского владычества, когда связи с Грузией ослабли, и христианство ушло из Ингушетии.

Но даже отказавшись от христианства, ингуши продолжали испытывать к храму неизменное уважение. Именем Тхаба-Ерды клялись, его камни обрызгивали кровью жертвенных животных, чьи головы прибивали прямо к стенам церкви. Также, по преданиям, уже в средние века здесь заседал Совет старейшин – своеобразный парламент, решавший все важные вопросы жизни ингушского народа. В пору засухи мужчины собирались в храме, снимали папахи и молили Бога о ниспослании дождя.

Сегодня храм не используется ни под какие нужды. Обдуваемый буйными ветрами на вершине холма, он неизменно привлекает к себе внимание туристов и всякого, кто проходит или проезжает мимо.

Анекдоты про тещу не актуальны

Ну и напоследок нашего путешествия по Ингушетии хочется рассказать еще и о людях, о национальных традициях и обычаях. Гостеприимство, уважение младшего к старшим, почитание женщины как матери рода – всем этим нас не удивишь. Это объединяющие особенности культур практически всех народов СКФО. Но, помимо многих общих традиций, есть у каждого народа кавказского что-то свое, уникальное, характерное только для какого-то отдельно взятого этноса. В результате путешествия в Ингушетию было сделано следующее открытие: ингушам нет надобности сочинять анекдоты про тещ. Ведь подавляющее большинство женатых ингушей, по устоявшемуся древнему обычаю, не видятся со своей тещей и не разговаривают с ней даже по телефону.

В адатах горцев или в шариате нет никаких запретов на общение зятя и тещи. Причина этого обычая, вероятно, в том, что он удобен для зятя, который чувствует себя увереннее, когда никто не вмешивается в его семейную жизнь. Теща, конечно, может делать это через дочь, но это другой уровень, да и разговаривать с одной женщиной легче, чем с двумя. Большинство ингушских тещ тоже не против обычая «избегания» встреч с зятем. В тех случаях, когда теща и зять общаются — это всегда ее инициатива. Теща бывает в доме зятя, когда ей хочется, общается с дочерью, внуками. Если у зятя в пределах дома нет возможности избежать встречи, он уходит на время к соседям, родственникам, друзьям.

Древний обычай порой приводит к весьма забавным ситуациям.

«Однажды мой знакомый взял заказ на осуществление внутренних работ одной квартиры. Начал работу, все в разгаре, и тут приходят тесть с тещей. Как оказалось, ни они, ни он не знали, кто хозяин той самой квартиры. В итоге все разбежались мигом. Тесть с тещей нашли нового мастера, а зять больше в том районе и не появлялся», — рассказал нам коллега Павел Цороев.

Однако избегать общения с родителями жены – совершенно не значит проявлять к ним безразличие. Зять обязан чем может помогать своим вторым родителям, но помнить о правиле субординации.

Статьи из «Культура»

Зажигаем звёзды

29
Финалисты международного танцевального конкурса «Зажигай» аплодировали друг другу стоя,...

Мечта – это реальность

100
Говорят, когда судьба что-то забирает у человека, она дает ему взамен нечто другое. Наша...

Во славу защитников

21
Щемящие душу музыкальные и театральные композиции и отдающиеся болью в сердце стихотворные...

Магия ложек

26
_ Ударить одну ложку о другую – дело нехитрое. А вот держать по две в каждой руке, да еще...

Бронза требует…

213
Засилье социальных сетей с их безграничной и не всегда полезной информацией сделало нас...

Акция памяти

15
В Санкт-Петербурге и других регионах нашей страны прошла XIV Всероссийская акция памяти...

История одной картины

21
Выдающийся дагестанский художник Халил-бек Мусаясул (Мусаев) (на снимке) написал много...

Перси Шелли и Дербент

13
Английский поэт Перси Биши Шелли (на снимке) является вторым по популярности стихотворцем...

Ревизия

12
Первое утро заслуженного отпуска Ивана Николаевича, одного из ведущих сотрудников...